Форум Ступинского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Ступинского района » Краеведческий кружок » Исторические заметки. Ступинское и Коломенское краеведение


Исторические заметки. Ступинское и Коломенское краеведение

Сообщений 91 страница 120 из 161

91

Можно кстати совместить старые кадры с новыми - показать улицы и здания 1953г и сравнить с современным их видом.

0

92

Можно. Но задание уже тяжелее:).
Хотя ценнее и интереснее:).

0

93

T.Larina написал(а):

Вот и открылась новая усадьба - Глебово Коломенского уезда.  Таких усадеб, от которых только аллеи и пруды остались, очень много. Интересно было бы там подробить.

На поле с тех времён остались несколько старых лип - под одной из них мне как то раз пришлось ночевать. 8-) (под второй на фото)
А последний дом на этом берегу ручья стоял сравнительно до недавних пор - думаю до 1980гг. Место своеобразное и красивое.

увеличить

увеличить

0

94

Добрый день, T.Larina!
Почему-то мне казалось, что историкам интересно изучать факты исключительно далекого и знаменитого прошлого (гробницы месопотамских царей раскапывать, искать золотые шлемы в степных курганах) и тем удивительнее и радостнее было увидеть эти очерки.
Мои прапрадеды и прапрабабушки были из деревень Ольховка и Петрищево этого района.
Я еще не очень четко понимаю как именно мне вести поиски, где запрашивать информацию, имея из документов только пару свидетельств о рождении и зная фамилии предков. Но очень рассчитываю на Ваши заметки об этой местности и об этих деревнях, в частности, и подсказки о том, как можно узнать историю семей, живших там в 20-х годах прошлого века.  :)

+1

95

MalayaRodina во первых мы рады Вас приветствовать на нашем форуме, созданном Т. Лариной.  Во-вторых, хотелось бы узнать как Вы нас нашли. 3. Я сам поражаюсь мастерству Татьяны и некоторых наших форумчан искать историческое. У них это хорошо получается. Попросим их дать мастер-класс в этом вопросе. В том объеме и ракурсе, каким посчитают нужным. Может что-то является профессионально-секретным.  Хороших и теплых минут теперь и на Вашем форуме.

+1

96

Здравствуйте, MalayaRodina! Приятно Вас здесь видеть!:)

MalayaRodina написал(а):

Но очень рассчитываю на Ваши заметки об этой местности и об этих деревнях, в частности, и подсказки о том, как можно узнать историю семей, живших там в 20-х годах прошлого века.  :)

О деревнях информация будет, не беспокойтесь, только чуть-чуть позже, т.к. сейчас работаю над селом Федосьино Коломенского района - тоже попросили разузнать. Значит, следующие на очереди - Петрищево и Ольховка.:) Эти села территориально вроде бы недалеко от Киясово?
А вот касаемо истории семей, в частности, Вашей семьи, могу сказать, что, во-первых, совсем не плохо было бы выяснить это в архиве Ступинского ЗАГС (кстати, он находится в п. Михнево). Это для начала.:)

+1

97

Старик, спасибо за приветствие и добрые слова:)

Старик написал(а):

Во-вторых, хотелось бы узнать как Вы нас нашли

Да, в общем-то, простым перебором ключевых слов в поисковике:) Когда-то попался очерк о Хатуни, где в том числе рассказывалось о численности дворов в деревнях Петрищево и Ольховка, думала, что потом легко найду этот текст. Ан нет... Но зато вместо него нашла этот форум:) Посмотрела, что T.Larina пишет на нескольких сайтах, но выбрала этот, т.к. мне он кажется "адреснее".

T.Larina написал(а):

следующие на очереди - Петрищево и Ольховка. Эти села территориально вроде бы недалеко от Киясово?

Да, я посмотрела по карте - они севернее Киясово.
Вот ведь подарок какой! Кто бы мог подумать, что я так легко получу поддержку в этом заманчивом, но непонятном для меня деле:)

T.Larina написал(а):

касаемо истории семей, в частности, Вашей семьи, могу сказать, что, во-первых, совсем не плохо было бы выяснить это в архиве Ступинского ЗАГС (кстати, он находится в п. Михнево)

Супер! Я чувствовала, что что-то должно быть в Михнево. Потому что до этого я слышала только про крупные архивы в Москве и мне в них и рекомендовали обращаться. А мне все казалось, что Михнево - это тоже вполне себе "центр" для содержания таких сведений!
А Бекетово и Семеновское тоже относятся к ведению ЗАГСа в Михнево? В тех больницах прабабушка родила брата и сестру бабушки.

Спасибо, Вам, вдохновили!

0

98

Добрый день или вечер, MalayaRodina !
20е годы - это достаточно давнее дело. Коренных жителей в этих деревнях осталось мало, в основном дачники приезжают. Скорей всего никто не помнит ваших родственников, но всё возможно. Тут действительно надежда на архивы, хотя я бы съездил в эти места, поговрил с местными - может быть что то прояснится.
У с.Ивановское есть кладбище - там хоронили и Петрищевских в том числе. Может быть кого то из родственников найдёте. Ну это всё из области гепотиз, конечно.

Фото из тех мест. 2007г.
1. Вид на с.Ивановское со стороны Привалово и Петрищево. Роща справа - Ивановское кладбище.
2. Поля у Петрищево

увеличить

увеличить

+1

99

Добрый день:)

Лесной написал(а):

Скорей всего никто не помнит ваших родственников

Да, много родных тогда в Москву уехало, но ведь их родители оставались в деревнях... А вот не знаете что-нибудь об артели, которая в те же 1925-30-е подле станции Михнево линейки, уголки делала? Вот такие у меня туманные описания от бабушки есть:) Там работал и жил (а дома изредка лишь появлялся) муж бабушкиной тети - дядя Митя:)

Я, конечно, много надежд не возлагаю на то, что кто-то фамилии Мухины и Царевы помнит, но там (в Петрищево), например, оставались жить в собственном доме прабабушкины племянницы Антонина и Анна Царевы. Может дом (ну или что там от него осталось) стоит, а может захоронения найду, хотя, конечно, может и они переехали...

Лесной написал(а):

У с.Ивановское есть кладбище - там хоронили и Петрищевских

А не далековато это кладбище от Петрищево/ Ольховки (3 км по карте)? В тех деревнях своего кладбища нет?

А вот еще вопрос: бабушка говорит, что когда немец стоял под Москвой, детей настоятельно вывозили из города. И, например, она отсылалась мамой в это самое Петрищево. А теперь задумывается: если немец был под Москвой, то не являлось ли это место как раз самым опасным тогда?

Спасибо за фотографии. Приятно, что для меня:)

0

100

MalayaRodina написал(а):

....А вот не знаете что-нибудь об артели, которая в те же 1925-30-е подле станции Михнево линейки, уголки делала? Вот такие у меня туманные описания от бабушки есть:) Там работал и жил (а дома изредка лишь появлялся) муж бабушкиной тети - дядя Митя:)

Как раз про артель слышал! О ней мне рассказывал сосед, ему уже за 70. Только он вроде бы говорил, что она находилась в д.Чирково - там есть старый двух этажный кирпичный дом - ещё до революции там была какая то фабрика, а позднее клуб.
Я уточню.

MalayaRodina написал(а):

В тех деревнях своего кладбища нет?

Это ближайшее. Во всяком случае на картах 1860 и 1938гг других не отмечено.

MalayaRodina написал(а):

А вот еще вопрос: бабушка говорит, что когда немец стоял под Москвой, детей настоятельно вывозили из города. И, например, она отсылалась мамой в это самое Петрищево. А теперь задумывается: если немец был под Москвой, то не являлось ли это место как раз самым опасным тогда?

Пожалуй опасность была - немцы стояли уже под Каширой (в 40 км от Петрищево) и под Стремилово ( в 45 км).

MalayaRodina написал(а):

Спасибо за фотографии. Приятно, что для меня:)

Весной буду проездом в Петрищево - могу сделать фото самой деревни, и прислать. В Ольховку незнаю доберусь или нет.

0

101

Доброго дня всем. По Михневскому архиву - думаю сильно больших надежд питать не следует. Он относительно молодой и  он стал наполняться недавно. Хорошо знаю начальника архива - 9-го позвоню и узнаю с какого года документы хранятся у них и может быть подскажет где искать более старые документы.

+1

102

Добрый день!
Уточнил на счёт артели - она называлась «УчТехПрин» и находилась в Чирково в 1930-40гг (примерно до 1947-48гг.) Там изготавливали деревянные линейки, треугольники и т.п. Мастерская представляла из себя обыкновенный деревенский двор и штат по всей видимости насчитывал не более 10 человек. Во время войны там работали только два мастера пожилого возраст. Остальные были на фронте. Должно быть найти этот двор можно и сейчас - прямо перед ним рос большой дуб. Дед постоянно видел как опилки выносили мимо дуба к сараю, который стоял на краю оврага. Единственное что, у этой артели могли быть другие отделения в разных местах.
По спискам населенных мест 1862года в деревне значится фабрика - но какая не указано. Кирпичный двухэтажный дом скорей всего относится к ней, но наверняка специализация там была другая. В соседней деревне Ананьино на 1914г. значится бумаго-ткацкая фабрика Воронина. Таких фабрик было много в губернии, так что и в Чирково могла быть такая же. Но это было значительно раньше интересующего Вас периода.

Кстати, фамилию Царевы помнят в д.Глотаево - это 7 км севернее. На счёт Мухиных тоже можно попробовать узнать.
А в Ивановском есть ещё одно кладбище - старое. Она находится с южной стороны села, за шоссе.

+1

103

Я просто не верю, что так может быть! Что вот так просто кто-то готов уточнить, созвониться, сфотографировать, узнать...
Тут нет такого смайлика, чтобы описать мои эмоции: восторг, волнение, благодарность!
Спасибо, вам, Лесной, Старик!

0

104

Лесной написал(а):

у этой артели могли быть другие отделения в разных местах

На мой взгляд, вряд ли в одном месте было бы несколько артелей, изготавливающих линейки, так что было бы здорово, если бы это была «УчТехПрин» с "филиалом" на станции Михнево:) Вся загвоздка-то в том, что фамилию этого дяди Мити бабушка не помнит, а девичью фамилию его жена Александра сменила на его. А по одним именам сложно документы находить:)

Лесной написал(а):

фамилию Царевы помнят в д. Глотаево - это 7 км севернее

На этом факте у меня два предположения: либо прабабушка приехала в эту местность с братьями, сестрами и какая-то часть уже их семей тут основательно обосновалась; либо тут жили ее родители и она сама была тут рождена. Иначе, наверное, только бы деревней Петрищево всё и окончилось бы...

Лесной написал(а):

Пожалуй опасность была - немцы стояли уже под Каширой (в 40 км от Петрищево) и под Стремилово ( в 45 км)

Отлично, порадую бабулю её невероятной везучестью:)

Лесной написал(а):

Весной буду проездом в Петрищево - могу сделать фото самой деревни, и прислать. В Ольховку незнаю доберусь или нет

Спасибо, я поподробнее выясню местоположение домов. (Как раз про Петрищево бабушка больше знает, т.к. у тети там бывала.) Вдруг там остов какой ещё стоит...
А добраться туда я и сама хочу. Вот сейчас с вашей помощью разузнаю всё поподробнее, где какие документы искать, в какие учреждения заходить и по хорошей погоде с проводником приеду:)

А вообще, откуда вы это всё берете? Карты местности, где какие фабрики были, какую семью в какой деревне знали?..:)

0

105

MalayaRodina написал(а):

А вообще, откуда вы это всё берете? Карты местности, где какие фабрики были, какую семью в какой деревне знали?..

Карты есть в свободном доступе, фабрики есть в списках населённых мест и дореволюционных справочных книжках - всё это в свободном доступе, но надо искать. Ну и общение с местными жителями интересные факты преподносят. 8-) Иногда самые, казалось бы, мелочи могут открыть свет на многое. Тут, как говорится, сам не знаеш где найдёш и где потеряш.

+1

106

Всем доброго дня!!! В Хонятино есть толи Мухины,толи Муха(кстати старожилы)

0

107

Лесной написал(а):

Ну и общение с местными жителями интересные факты преподносят. 8-)

Самое интересное и, вместе с тем, непредсказуемое во всём процессе изучения.
Работа с людьми всегда такая. :-D

0

108

kras65 написал(а):

Всем доброго дня!!! В Хонятино есть толи Мухины,толи Муха(кстати старожилы)

А это где-то рядом. Возможно, родственники-переселенцы.

0

109

Нашла интересную свежую статью о церкви села Акатьево Коломенского района.
"Региональные вести": http://reg-vesti.ru/archives/1303
Опубликовано: 29 Январь 2010.

Однажды в Акатьеве исчезла церковь...
Когда мы начали выяснять подробности об одной акатьевской легенде, обнаружилось, что в селе этом поэтических фантастических сказаний так много, что, куда не глянь, обязательно наткнёшься на что-нибудь подобное – загадочное и интересное. Вот взять хотя бы название села. Некоторые читатели наверняка подумают: Акатьево стоит на Оке, вот вам и объяснение. А вот акатьевские старожилы говорят, что село изначально появилось на острове, со всех сторон омываемом, как бы «окатываемом» водами Оки. В какой-то момент река изменила направление, присоединив остров к остальной части суши и оставив после себя глубокие овраги. А название осталось. Есть и ещё интересная версия: будто в летописной повести о Куликовской битве среди крупнейших военачальников, павших в бою, упоминается Тимофей Акатьевич. Вполне возможно, что Акатьево принадлежало отцу этого воеводы, который и увековечил своё имя в названии населённого пункта.
Таинственное исчезновение церкви
102-летняя жительница Акатьева (Коломенский район), Анна Лукашина в 2004 г. рассказала работникам местной библиотеки историю о том, что несколько веков назад между сёлами Васильево и Жилёво была церковь, большая и красивая. Однажды ночью на Пасху пришли люди в тот храм, а наутро обнаружилось, что исчезла и церковь, и молящиеся. Как сквозь землю провалились!
Больше старушка ничего не смогла рассказать по этому поводу. Нет и описания церкви, и уж тем более её изображений. «Большая и красивая». И всё.
http://reg-vesti.ru/wp-content/uploads/2010/02/IMG_6405.jpg
– Я посчитала, что это могло случиться приблизительно в 1574 г., ведь Анна Лукашина эту историю услышала от прапрапрадеда, – рассказала директор сельской библиотеки Виктория Захарова.
– Мы собирали материал для книги об Акатьеве и много общались со старожилами, – вспоминает библиотекарь Валентина Дворова. – Эта история очень нас удивила. Ведь раньше мы ни о чём подобном не слышали. Сначала даже не поверили, но потом слова Анны Лукашиной стали подтверждать другие жители села, и нам ничего не оставалось, как признать, что такое действительно могло случиться несколько веков назад.
Тем более что в середине 40-х гг. прошлого века в Акатьево приезжали геологи, которые подтвердили: место болотистое, зыбкое…
Отец Александр, настоятель храма Воскресения Христова в Васильеве:
http://reg-vesti.ru/wp-content/uploads/2010/02/IMG_9020.jpg
– Видимо, какой-то храм там действительно был. Возможно, что его затопило, когда течение реки изменило направление. Не исключено, что это была никакая не церковь, а монастырь, который по какой-то причине покинули монахи, и который со временем разрушился. И, наконец, эта легенда может вообще не иметь под собой реальных оснований. Дело в том, что храмы и раньше уходили под землю – случаи такие известны на Руси. Так что это вполне могло произойти в другом месте, а до Акатьева дошло с людской молвой.
Кстати, о похожей легенде «РВ» писали в прошлом году – о церкви в Оленьем вражке в Запрудах.
Говорят, в прошлом году в Акатьеве, близ места, где, по легенде, таинственно исчез храм, велись раскопки, в результате которых на глубине 40 см был обнаружен крестик и серебряные пуговицы.
http://reg-vesti.ru/wp-content/uploads/2010/02/IMG_6413.jpg
Новая церковь
Примерно через 150 лет после того, как не стало в Акатьеве церкви, в 1712 г., в соседнем селе Васильеве тщанием прихожан началось строительство новой церкви, получившей название Обновления храма Воскресения Христова (подробную информацию об этом можно прочитать в книге «Краткие сведения о всех церквях Московской епархии», 1874 г.). На протяжении последующих столетий храм постоянно обновлялся и достраивался.
Вот что помнят о нём местные жители: «Церковный ансамбль включал в себя церковь и впритык к ней колокольню с высоким шпилем. Внешне церковь казалась двухэтажной. Высокие окна, над ними полукружья – арки. Издалека был виден её высокий двухцветный четверик с куполом и единственной главкой. С запада к церкви примыкала небольшая колокольня с крупным верхним ярусом, с колоннами, карнизом и куполом, увенчанным высоким шпилем. С севера к летней церкви был пристроен предел во имя святителя Николая».
Кто задумал васильевскую церковь именно такой, неизвестно. Но, по оценкам специалистов, подобных изящных храмов на Руси было немного. В 30-е гг. XX в. богатая церковь была разграблена и разрушена, сейчас от неё осталась лишь одна стена и фрагмент пола, но по сохранившейся мозаике и по кускам белокаменных украшений можно судить, что за красавица была та церковь.
– Я училась в васильевской школе, которая как раз находилась рядом с храмом, – вспоминает Валентина Дворова. – Это было в 1945 г. На переменах мы часто играли в прятки в полуразрушенном здании, взбегали по лестнице на колокольню (позже её тоже разобрали). И, я помню, наверху нам всегда слышался какой-то гул – такой пронзительный, тревожный. Может быть, это был ветер, а может, ещё что – сказать трудно.
Местные жители передали фотографию васильевской церкви в библиотеку, где она до сих пор и хранится – как напоминание об архитектурном памятнике прошлого, оставившем глубокий след в сердцах людей.
По реке плыла икона…
Это тоже одна из древних акатьевских легенд. Вот что рассказывают местные жители: «Икона Казанской Божьей Матери явилась на реке Оке. Плыла во время половодья. Первыми увидели её бурлаки, которые в этот момент тянули баржу. Остановились передохнуть и смотрят: ба-а, по реке икона плывёт! Торжественно, с крестным ходом, отнесли её жители села в церковь и поместили в правой части, у южного входа. В храме около неё всегда горела неугасимая лампада, и праздник в честь Казанского образа почитался наравне с престольным».
– Когда именно явилась на реке икона, неизвестно, – комментирует Виктория Захарова. – Единственный наш временной ориентир – бурлаки, их труд был особенно распространён в XVII–XVIII вв.
Каменный брод
И уж совсем загадочная акатьевская легенда связана с периодом татаро-монгольского нашествия. Якобы задумали враги пересечь Оку с той стороны, где в неё впадает Осётр. Никакого моста в том месте, разумеется, не было. Как перебраться? Говорят, что каждый воин принёс с собой к реке по камню. Из них сделали брод, по которому и перешли реку. С тех самых пор дно кое-где почти идеально ровное.
– В тех местах река очень глубокая, брод есть, но немного выше, – не подтверждает и не опровергает, а, скорее, рассуждает библиотекарь Валентина Дворова. – Если и несли туда камни, то сколько же нужно было их положить на дно, чтобы сделать переход?! Может быть, это было где-то в районе Зиновьева, там река как раз сужается… К сожалению, никакой информации, подтверждающей эту легенду, у нас пока нет.
А может быть, она есть у наших читателей?

Приглашаем вас принять участие в подготовке материалов для рубрики «Охотники за легендами». Если вы знаете что-то интересное, необычное, загадочное о нашем регионе, пишите на regvesti@pochta.ru
P.S. «Региональные вести» благодарны сотрудникам акатевской сельской библиотеки и настоятелю церкви в Васильеве за помощь в подготовке публикации.

0

110

Интересные легенды. В каждом селении есть свои легенды...или были. Жаль, что всё забывается, и вернуть ничего нельзя.

0

111

Вот поэтому и надо фиксировать, по возможности, всё. Даже легенды.

0

112

Федосьино Коломенского района
Историческая справка.

Первое упоминание о селе Федосьино относится к 1497 году[1]. Это село входило в Большой Микулин стан, который был одним из крупнейших в Коломенском уезде.
Название села, по всей видимости, связано с именем его владелицы – Федосьи Толмач, дочери сына боярского, которая передала Федосьино «на речке Берёзовке» в Голутвинский монастырь[2].
Федосьино и позже не принадлежало частным лицам. В 60-е гг. XVIII в. село принадлежало Казённой палате крестьян, находилось в Подберезинской волости и насчитывало более 200 душ. Эти владения по площади были довольно внушительными и ограничивались с севера рекой Осёнкой, с запада – рекой Дубровкой, а с востока – Грязновкой [3].
После административной реформы Екатерины II Большой Микулин стан был ликвидирован. Во второй половине XVIII века Федосьино вошло во 2-й стан Коломенского уезда и образовало собой Федосьинскую волость.
При селе Федосьино был земский приёмный покой в составе женщины-врача, фельдшерицы и акушерки, а в соседних Субботово и Подберезниках – земская школа и церковно-приходская школа.[4]
По данным на 1894 год в селе были кузница и церковь, а также 1 трактир, 3 мелкотоварные и 1 чайная лавки. Село Федосьино стояло на Малинском тракте, относилось к третьему участку этой дороги (11 – 15 вёрсты) и являлось сборным пунктом на всём участке.
http://cs5639.vkontakte.ru/u37602654/103546457/x_885df173.jpg
Село Федосьино (1860 г.) с участком Малинского тракта (дорога от Федосьино до Богдановки).
http://cs5639.vkontakte.ru/u37602654/103546457/x_5ed24611.jpg
... и сейчас. Найдите 10 отличий!
В 90-е гг. XIX века в Федосьино произошёл местный бунт. Об этом более подробно пишет известный коломенский краевед Валерий Ярхо в своей статье для газеты "Наша Губернiя" (№ 22 за 2008 год):

Бунт местного значения

Неприятности у крестьянина Евтеева, жителя деревни Юреневой Коломенского уезда, начались с пустяков, о которых из-за их ничтожности никто не вспоминал уже спустя год - последствия же были куда более масштабны…
Сельский волостной суд в феврале 1891-го года приговорил Евтеева за какие-то там проступки к аресту на несколько дней. Отбывать это вполне обычное наказание надлежало в камере при волостном правлении. О приговоре суда Евтееву было объявлено через юреневского сельского старосту, с указанием дня и часа, когда ему следовало явиться для отбытия наказания. Другой бы отсидел, да и ладушки, отдохнул бы от тяжкого труда и забот, получая казённый харч и полёживая на нарах. Но Евтеев приговором остался недоволен, поскольку считал себя невиновным, а в действиях односельчан усматривал элементы заговора против собственной персоны. Он был возмущён, не желал потакать произволу и наотрез отказался подчиниться приговору суда. Напрасно его ждали в волостном правлении - приговорённый Евтеев для отбытия наказания не явился.
Волостные власти проглядели начало бунта и, подумав, что Евтеев попросту пропустил дату по какой-то вполне объяснимой причине - скажем, запил, обратились за помощью к местной полиции в лице господина станового пристава. Тот отреагировал немедленно, приказав уряднику арестовать нерадивого Евтеева и доставить к месту отбытия. Под вечер 14 февраля урядник на казённых лошадях прибыл в Юреневую, остановился у дома старосты и велел ему собрать понятых. Потом вместе со старостой и понятыми он пошёл исполнять приказание, но столкнулся с непредвиденными трудностями. Евтеева уже предупредили, что по его душу приехали, и он заперся в своей избе, отказываясь открывать дверь представителям власти. Те долго стучали, урядник, надсаживаясь, кричал, что приехал арестовать его по приказу станового пристава и все равно исполнит приказ, хотя бы ему для этого придётся сломать дверь. В ответ из-за двери послышалась брань и угрозы: Евтеев кричал, что никого не впустит, а коли кто сам войдёт, тому первому он всадит вилы в бок.
Видя, что проку от уговоров нет никакого, урядник приказал снять дверь с петель, и понятые, не мешкая, приступили к делу. Дверь оказалась подпёртой изнутри, и пока они возились, бунтовщик внутри затих, словно притаился, а когда староста с урядником, державшим наготове шашку, вынутую из ножен, вошли в тёмную избу, на них откуда-то из дальнего угла бросился Евтеев. Про вилы он соврал - вооружён был молотком, который не замедлил пустить в ход, нанеся им несколько ударов по лицу и голове старосты. Тот, обливаясь кровью, повалился на пол, а урядник вступил с буяном в схватку. Евтеев сумел выхватить у него из рук шашку и обломал ей конец, но тут подоспели понятые, и совместными усилиями юрьевского бунтаря обезоружили и скрутили.
Связанного по рукам и ногам буяна кинули в сани и для верности уселись ему на ноги, да так и привезли в волостное правление. Только там, на пороге заждавшейся его арестной камеры Евтеева развязали и наконец-то ввергли в узилище. Однако теперь он в родной кутузке не засиделся - дело-то его из пустякового перешло в разряд опасных: Евтеева обвиняли в вооружённом сопротивлении властям, за что ему предстояло держать ответ перед уголовным судом. На другой день из волостного правления его перевезли в Коломну, и в тамошней городской тюрьме бунтовщик просидел больше года, пока шло следствие и ждали начала судебной сессии. Лишь 24 февраля 1892 года суд над Евтеевым состоялся, но, как показал процесс, время, проведённое в тюрьме, ничуть не пошло ему на пользу. Находясь под следствием, буян не чуточки не поумнел: он отказался признать себя виновным и отрицал факт сопротивления властям. С упорством, достойным лучшего применения, всё твердил о том, что приговор волостного суда ему не объявили, и он понятия не имел ни о том, что должен явиться для отбытия наказания в волостное правление, ни о том, зачем к нему в избу ломятся. Он, де, испугался - думал, что это "какие-то лихие люди, хотят его ограбить". Обвиняющая сторона легко опровергла этот детский лепет показаниями свидетелей, понятых, старосты и других жителей деревни, присутствовавших при аресте Евтеева - все как один показали, что, когда урядник и староста стучались в дверь избы, они несколько раз громко и чётко объявляли ему, что пришли арестовать Евтеева по приговору волостного суда. Конечно же, Евтеева признали виновным и приговорили к отдаче его в арестантское отделение тюрьмы сроком на три года.
Приговор, вынесенный Евтееву, был известен всей округе, но пример этот, что называется, не пошёл впрок. Года не прошло, как снова вспыхнул сельский бунт, на этот раз в селе Федосьино. Там всё дело завертелось из-за недоимок при исполнении повинностей, взыскать которые 13 октября 1893 года прибыл в село Федосьино пристав 1-го стана Коломенского уезда господин Розенберг. Собрав крестьян на сход, пристав зачитал им какие положено бумаги и, как водится, потребовал немедля покрыть недоимки. Но тут его ждала неудача. Может, день был такой, всё ж 13-е число, может, и в самом деле у федосьинских селян тогда ни шиша в карманах не было - только недоимку они покрыть отказались. От лица всего общества господина пристава просили "обождать до следующего базара", на котором они рассчитывали расторговаться продуктами своего натурального хозяйства и выручить суммы, необходимые для погашения долга. Но господин пристав был не лыком шит и знал, что на кабак у крестьян деньги всегда имеются, а на покрытие долгов никогда нету, и посему ждать отказался, потребовав внесения недоимки немедленно, пригрозив в противном случае описать и арестовать имущество должников в счёт недоимки. Но и в этом случае федосьевцы не дрогнули и платить не стали. Тогда Розенберг приказал старосте и сотским пригнать сельское стадо и готовить подводы. Услыхав такие приказы, крестьяне стали расходиться, хотя пристав велел им оставаться на местах, на площади у волостного правления. Пристава никто не послушал, и вскоре разошлись все.
Пристав, видя, что слова его не производят никакого впечатления, решил действовать. Сам Розенберг, сельский староста, старшины и сотские отправились по дворам должников, и первым они пришли к крестьянину Горину, самому крупному из недоимщиков. Вслед за приставом и должностными лицами двинулась толпа селян, которой командовал местный житель Иван Огольцов. Заметив толпу, пристав Розенберг обнажил шашку и несколько раз останавливался и помахивал оружием, грозя толпе. Когда пристав, староста и остальные дошли-таки до двора Горина и вошли в избу, федосьевцы обложили дом со всех сторон. Пристав распорядился начать опись и складывать в горнице предметы, отмеченные в списке. Когда работа была в самом разгаре, с улицы в избу Гориных ворвались несколько человек, кричавших: "Грабители приехали грабить! Вон его! Горин, не будь дураком, не отдавай одежду! Запирай грабителей в холодную!" При этом братья Николай и Фёдор Щипковы напали на пристава - Николай схватил его за руки, а Фёдор звезданул Розенбергу по скуле кулаком. Когда за пристава попытались вступиться староста и старшины, досталось и им, Николай двинул одному в бок, другому по шее, раскидал заступников, и братья потащили пристава на улицу. Неизвестно, чем бы дело кончилось, но тут возле толпы у дома Горина остановилась городская пролётка, в которой сидел земский доктор, ничего не знавший о происходившем в Федосьине. Врач стал спрашивать крестьян: есть ли больные? чем болеют дети? нет ли повальных болезней? Крестьяне стали ему отвечать, отвлеклись, и, воспользовавшись этим случаем, пристава вывели из толпы, и он поспешил укрыться в волостном правлении. Заметив эту ретираду, крестьяне бросились в след с криками: "Возьмём его на ура!", и Розенберг поспешил уехать из села, так и не арестовав описанного имущества и не собрав недоимок. Обо всём случившемся он доложил начальству и написал протокол, который стал поводом для начала следствия.
Расследование показало, что толпой, напавшей на пристава Розенберга, руководили братья Огольцовы: председатель волостного суда Иван Огольцов, его братья Матвей и Пётр. Им активно помогали Фёдор Шинков и братья Щипковы, причинившие приставу оскорбления действием. Всю эту компанию отдали под суд, и дело было рассмотрено 23 мая 1894 года в Уголовном департаменте Московской судебной палаты. На суде присутствовали товарищ (заместитель) коломенского городского головы господин Щепкин и волостной староста Романов. В отличие от буйного упрямца Евтеева, федосьевцы дело повели хитро, показания давали столь ловко, что виновными признали только двух братьев Щипковых, непосредственно бивших пристава, - им дали по три месяца тюрьмы каждому, а всех остальных оправдали.
Позже такие стихийные бунты советские учёные в своих исследованиях любили называть "крестьянскими выступлениями против царизма", выводя из них пример "всенародного недовольства" и предзнаменование грядущей революции, дальними отголосками которой они якобы были. Сколь это верно, судите сами, но 30-ю годами позже и за куда как меньшие проступки против "родной народной власти" сыновей и внуков тех же самых крестьян высылали на веки вечные в холодные тундры, а то и просто приговаривали "к высшей мере социальной защиты", как тогда красиво величали смертную казнь. До этого "проклятые царские сатрапы" додуматься даже не могли, за что многие нынешние причастные к политике очень им пеняют, считая такой гуманизм проявлением "слабости власти". Либерализма царской полиции и судов очень не одобряют эти господа (или товарищи, поди, разбери их…). Требуя в очередной раз "закрутить гайки", они как-то забывают примерить лагерный клифт и "высшую меру" на самих себя, рассчитывая, что это именно они будут "закручивать" и "приводить в исполнение", а их-то "не за что будет". Они плохо знают историю своего отечества: у нас только начни, потом уже не остановишь, и тот, кто начинал, сам уж не рад будет.

Валерий ЯРХО

В 1890 году в Федосьино родился Пётр Юрьевич Шураков – член Коллегии обвинителей и правозаступников в уездном городе Коломне, где и проживал , вероятно, в известном доме Мещанинова ,  до тех пор, пока его не  репрессировали в 20-е гг. за "антисоветчину".  Член такой Коллегии в современном понимании этого слова именовался бы "адвокатом" или "юрисконсультом".
http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/45827379.jpg
Фотография пользователя Panoramio kwo1.
После революции 1917 года образовался Федосьинский сельсовет, по данным переписи 1926 года, в селе были агропункт, больница, ВИК, единое потребительское общество, изба-читальня. Федосьинский сельский совет вошёл в Коломенский район в 1929 году. На территории Федосьинского сельского совета был создан совхоз «Проводник», который занимался растениеводством, молочным и мясным животноводством. В 2003 году объединились Федосьинский и Лукерьинский сельские округа в единый Федосьинский сельский округ. В 2005 году населённые пункты Федосьинского сельского округа вошли в состав сельского поселения Проводниковское с административным центром в посёлке Проводник. Сейчас село Федосьино входит в сельское поселение Проводниковское.

Федосьинская волость.

В Федосьинскую волость входили сёла и деревни:

    Богдановка
    Колодкино
    Павлеево
    Новоселки
    Коростыли
    Мякинино
    Новое
    Каменка
    Жуково
    Ильинское
    Печенцино
    Ляхово
    Лыково
    Субботово
    Якшино
    Подберезники

Достопримечательности.

Федосьинская земская больница вошла в "Список памятников истории и культуры местного значения, находящихся на территории Московской области". Земская больница состоит из главного корпуса с жилым домом, кухней и палатным корпусом.
Также в селе находится деревянный крест, установленный здесь в 2005 году в память о сгоревшей церкви.

Церковь.

Трагична история древней Архангельской церкви. Она упоминается ещё в документах XVI века как деревянная; судя по всему, неоднократно перестраивалась, приняв свой окончательный облик в 1762 году (колокольня в последний раз перестраивалась в 1869 году). Церковь Михаила Архенгела находилась на северо-восточной оконечности села[6]. Храм был деревянный и сгорел в середине XX столетия. Церковь не стали восстанавливать, лишь в 2005 году был установлен деревянный крест в память о некогда находившемся здесь храме.

Литература (см. по сноскам):

    1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI вв. (АСЭИ) (т. 1—3, М., 1952—64), тII.414
    2. Писцовыя книги Московскаго государства/ под ред. действительнаго члена Н. В. Калачова .- Санкт-Петербург : издание Императорскаго русскаго географическаго о-ва , 1872-1895 - стр. 323
    3. План Генерального межевания Российской империи XVIII-XIX вв., Коломенский уезд
    4. Памятная книжка Московской губернии на 1899 год, Москва, 1899
    5. Писцовыя книги Московскаго государства/ под ред. действительнаго члена Н. В. Калачова .- Санкт-Петербург : издание Императорскаго русскаго географическаго о-ва , 1872-1895 - стр. 323
    6. План Генерального межевания Российской империи XVIII-XIX вв., Коломенский уезд

0

113

Доброго времени, MalayaRodina!
Вот современный вид д.Петрищево. Фотографий не много-было ограничено время.
Старых домов осталось мало, но есть.
http://s51.radikal.ru/i133/1105/0f/b67b3aa3b644.jpg

0

114

http://s47.radikal.ru/i118/1105/f6/7e60ce6df2fc.jpg
http://s46.radikal.ru/i112/1105/5a/04597587a086.jpg
http://s005.radikal.ru/i212/1105/15/841b220637f8.jpg
http://s016.radikal.ru/i336/1105/2d/151e6608cc5e.jpg
http://i025.radikal.ru/1105/e8/640ee4afade5.jpg
http://i014.radikal.ru/1105/8c/a2a032a97963.jpg
http://i010.radikal.ru/1105/0c/1233c8de6a7e.jpg
http://s55.radikal.ru/i149/1105/37/cd9dcc47f1d0.jpg
http://s41.radikal.ru/i094/1105/b5/65328f67c6d1.jpg

0

115

Лесной написал(а):

Вот современный вид д.Петрищево. Фотографий не много-было ограничено время.
Старых домов осталось мало, но есть.

Вот спасибо!
Бабушке покажу!
Ну я смотрю в коттеджный поселок это место не превратили пока

0

116

Бабушка говорит, что на пруд можно ориентироваться. Когда они шли от станции через лес к деревне, то перед прудом, (напротив его левого края) был дом сестер Антонины и Анны. Сам дом небольшой.
На фотографиях пруд с какой стороны изображен?

0

117

MalayaRodina написал(а):

Бабушка говорит, что на пруд можно ориентироваться. Когда они шли от станции через лес к деревне, то перед прудом, (напротив его левого края) был дом сестер Антонины и Анны. Сам дом небольшой. На фотографиях пруд с какой стороны изображен?

В деревне 3 пруда, не считая мелких. На снимке спутника они хорошо видны.
2 пруда нормальных, и один заросший. Тут надо уточнять, но если идти от ст.Михнево, то леса как такового там и нет, только роща восточнее деревни.
Пруд я снимал с северной стороны.

0

118

всем здравствуйте!!какие вы молодцы!!хочу тоже попросить помощи в поисках своих предков. мой прапрадед Шимбирёв Андрей Кузьмич жил в д. Жилево Акатьевской волост Коломенского уезда. Его отец-Кузьма Шимбирёв занимался поставками пива ко двору императора.Наверное у него были ещё дети.Живут-ли их потомки в Жилево или округе??Буду рада любой информации. Благодарю заранее.

+1

119

irina-narod написал(а):

всем здравствуйте!!какие вы молодцы!!хочу тоже попросить помощи в поисках своих предков. мой прапрадед Шимбирёв Андрей Кузьмич жил в д. Жилево Акатьевской волост Коломенского уезда. Его отец-Кузьма Шимбирёв занимался поставками пива ко двору императора.Наверное у него были ещё дети.Живут-ли их потомки в Жилево или округе??Буду рада любой информации. Благодарю заранее.

Здравствуйте!
Вы имеете ввиду д. Жиливо (в 18в.-Желива, в 19 - Жилива). А известно ли, до какого времени там жил Ваш прапрадед?

0

120

добрый вечер лесной! спасибо за отклик на мою просьбу! годы жизни прадеда 1869-1925. примерно в 1895-98 г он с женой пелагеей семёновной (её родственники жили в озёрах -фамилии мне не известны) переехал в село лысково нижегородской губернии по просьбе владельца пивоваренного завода  ермолаева. здесь прожил до 1925г. этот адрес я нашла в церковной книге села лыскова 1903г при рождении его дочери.правельное название деревни прочитать сложно. я вообще не надеялась найти этот адрес-и вдруг такая радость- ваш сайт! подскажите в каких архивах можно найти рождение и бракосочетание предков.

0


Вы здесь » Форум Ступинского района » Краеведческий кружок » Исторические заметки. Ступинское и Коломенское краеведение


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC