Форум Ступинского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Ступинского района » Краеведческий кружок » Исторические заметки. Ступинское и Коломенское краеведение


Исторические заметки. Ступинское и Коломенское краеведение

Сообщений 1 страница 30 из 161

1

За столетия существования Московской губернии административно-территориальные границы не раз меняли свои очертания. Меняли очертания границы уездов, волостей, областей. Ступинский и Коломенский районы территориально находятся рядом, поэтому история их взаимосвязана, поскольку те населенные пункты, которые относятся ныне к Ступинскому району, раньше относились к Коломне. И наоборот.
В радиусе этих двух городов сосредоточено немало интересных и примечательных мест. Постепенно можно освещать их в этой теме.

Параллельно эта тема ведется здесь: форум СВРТ

0

2

Справедливости ради надо рассказать сначала о Коломне. И это неспроста. Издревле очень многие села и деревни Ступинского района, в том числе и села Аксиньинского СО, Малино и других окрестных мест, относились к Коломне; этими селами владели коломенские и рязанские бояре и дворяне. Так что Коломна имеет непосредственное отношение к нашим окрестным селам, в том числе и к Буньково.

Коломна
Коломну по праву можно считать преемницей или, если хотите, уменьшенной копией Москвы. И правда: она младше первопрестольной всего-то на 30 лет! Первое упоминание о Коломне встречается в 1177 году в Лаврентьевской летописи. Безусловно, эта дата основания города является очень условной, поскольку первые поселения на территории нынешней Коломны возникли ещё в VI в. до н.э. и были это поселения финно-угорских племен. Существовало несколько городищ и в начале нашей эры.
Первые племена славян-вятичей появились здесь на рубеже XI-XII вв. Археологические исследования показали, что уже в конце XIII- XIV вв. в Коломне существовало уже довольно оформившееся поселение: были найдены следы обгоревшей деревянной мостовой того времени и остатки частоколов - заборов, разделявших усадьбы, в Древней Руси. Уже в 80-х гг. XII века Коломна упоминается как место, с которым связаны распри и междоусобицы князей: упоминается рязанский князь Глеб и владимиро-суздальский Всеволод Большое Гнездо. Последний мстил князю Глебу за взятие Москвы походом на Рязань. Естественно, по пути ему и встретилась Коломна, которая уже обозначилась как город довольно влиятельный и важный в стратегическом отношении. Примерно в это же время появляется и первая информация о коломенском князе Всеволоде Глебовиче, следовательно, это удельный князь (судя по отчеству), ведь Коломна относилась к Рязанскому княжеству.
Уже упоминалось о том, что город был стратегически важным объектом. Расположенный в устье реки Москвы при впадении в крупнейшую Оку, город был и развитым в торговом отношении, и центром неоднократного сбора войск. Здесь собирались и перед походом на Чернигов объединенные рати Владимиро-Суздальского княжества и Рязанского, и, чуть позже, войска Дмитрия Донского перед походом на Куликово поле. Коломна неоднократно подвергалась набегам татар и недругов, разорялась, поджигалась.
В торговом отношении Коломна также была "продвинутым" городом. Судя по одной из версий о происхождении названия города, на берегу реки был менок - рынок. И река, по этой версии, получила название Коломенка ( как бы "около мена", река около мена). От названия реки и произошло название города. Но это всего лишь одна из версий. Точной истории происхождения пока что не установлено.
Татаро-монгольское нашествие добралось и до Коломны. Из всех русских княжеств первой перенесла удар Рязань. Затем - Коломна. 1 января 1238 года состоялось сражение с Батыем, в результате которого город был разорен и сожжен. Как и любой город той эпохи (кроме Новгорода, участь которого была облегчена), Коломна несла все тяготы ига. Сохранилась и дошла до наших дней легенда о церкви на Оленьем Вражке. Олений Вражек - это урочище. По легенде, горожане при набеге захватчиков, спрятались в этой церкви и молились о спасении. Бог услышал молитву, разверз землю и скрыл церковь с горожанами. Говорят, что колокола продолжали звонить даже из-под земли. Сейчас здесь проходит улица Олений Вражек. Церкви там нет.
Одним из первых гербов Коломны считается эмблема мифического животного, найденного у древнейшей каменной церкви Подмосковья - церкви Иоанна Предтечи в Городищах. Существует несколько версий происхождения этого барельефа. Подробнее о них, а также об изменениях герба города можно прочитать здесь.
http://s43.radikal.ru/i101/0902/0e/08dbc78bb502.gif
http://town-kolomna.chat.ru/EMBLEMS/index.htm
Между тем, Коломна продолжала быть объектом набегов монголо-татар - уже в 1239 году её вновь разоряют.
Так получилось, что Коломна была первым городом, присоединенным к тогда ещё молодому и небольшому Московскому княжеству. Произошло это в 1301 году в правление московского князя Даниила Московского. Таким образом, с Коломны начался процесс присоединения городов к Москве, а затем и централизации вокруг неё. Спустя 27 лет Коломна уже упоминается в завещании Ивана Калиты. В 1353 году (примерно) произошло крупное событие и в духовной жизни города: учреждается Коломенская епархия.
http://s43.radikal.ru/i099/0902/88/7684ded258ac.jpg
Часто Коломну связывают с именем князя Дмитрия Донского, что справедливо: город был завещан юному князю. Он любил этот город, совершал отсюда походы. Даже, по легенде, венчался он здесь, в храме Воскресения Словущего, с княжной Евдокией Дмитриевной.
Во времена правления Дмитрия Ивановича Донского был основан Голутвин монастырь (Старо-Голутвин) (1374 г.), построен кафедральный Успенский собор (1379-82) в память о победе над татарами в битве на р. Воже, Бобренев монастырь (1380 г.). История Успенского собора довольно интересна. Он неоднократно перестраивался, а в 1380 году неожиданно рухнул. Причина была в ошибках при строительстве. Поэтому поистине второе рождение собор получил уже после Куликовой битвы; именно тогда появились росписи и иконы знаменитого русского иконописца Феофана Грека. Нельзя думать, что тот собор, который стоит сейчас - и есть первоначальный. Нынешнее строение было возведено в XVII веке Мелентием Алексеевым.
http://s48.radikal.ru/i121/0902/95/90ecea336d8e.gif
http://s50.radikal.ru/i129/0902/84/f6d7cb1ce839.jpg
Храм "натерпелся" сполна: в XVIII веке сгорел иконостас, в начале XIX века был передел глав собора. Во времена Великой Отечественной войны блестящие купола замазали черной краской, очевидно, из соображений безопасности при обстрелах с воздуха. Но краска оказалась настолько едкой, что отмыть её смогли только в 90-х гг. XX столетия, причем, не до конца. Именно поэтому реставраторы вынуждены были несколько видоизменить купола: покрыть их зеленым цветом. В соборе в советское время располагались склады (что, собственно, неудивительно). Да и не только в нем одном.
Ока у Девичьего поля, наши дни.
http://i049.radikal.ru/0902/ee/30854370480bt.jpg
15 августа 1380 года, на Девичьем поле в Коломне (сейчас здесь располагается улица с одноименным названием), Дмитрий Донской проводит смотр войск перед походом на Куликово поле. Это крупнейшее событие - ведь войска-то были объединенными! - отразилось и в знаменитой "Задонщине": "Трубы трубят на Коломне..." Появилась легенда, связанная с этим смотром и рекой Северкой. Как известно, объединенные войска шли из Москвы. Уже на подходе к Коломне, 14 августа, Дмитрий Донской, по легенде, съел горсть земли - что-то вроде клятвы верности Родине. Он сплюнул в реку эту черную слюну, и с тех пор река в Северке мутная (не знаю, правда или не правда, а вода там действительно мутная и темная). П
В 1385 году Коломна вновь отошла к Рязани (через захват её рязанским князем), но, затем, быстро вернулась к Москве.
На протяжении XV века Коломна претерпела много событий: повоевала с Рязанью, отошла в кормление литовскому князю, четырежды горела, укрыла Василия Темного, изгнанного из Москвы Юрием Галицко-Волынским, отойти Шемяке; Коломну посещали и иностранцы - венецианцы Иосафато Барбаро и Амвросий Контарини.
В XVI веке Василий III делает Коломну своей резиденцией, и в период с 25 мая 1525 года по 15 августа 1531 года в городе возводится каменный кремль. Это важнейшее событие не только в истории города, но и в истории Московской земли, поскольку Коломна располагалась в весьма удобном месте. Она, как и ряд других городов и монастырей того времени (Серпухов, Белопесоцкий монастырь, например), выполняла функцию оборонительной точки на подходе к Москве. Город-"страховщик", точнее его крепостные стены, должны были быть прочнее, мощнее и толще стен Московского кремля. Площадь Коломенского кремля практически равна площади Московского, но, при этом, стены его действительно мощнее.
http://s55.radikal.ru/i147/0902/f3/21a36e1edcdc.jpg
Коломна, набережная Д. Донского
Кремль строился по прототипу Москвы. Он содержал 17 башен. Возводился зодчими-итальянцами Алевизами Большим и Малым.
Более подробное описание истории Коломенского кремля и его схема:
http://town-kolomna.chat.ru/HIS/kreml.htm
Со временем, особенно после утраты своего оборонного значения, кремлевские стены начали ветшать. Писатель Н.П. Гиляров-Платонов, уроженец Коломны, вспоминает то, с каким грохотом практически на его глазах обрушилась одна из самых мощных башен кремля - Свиблова. Будучи ещё гимназистом, он возвращался после занятий рекой, и вдруг его поразил грохот - башня рухнула. До наших дней кремль дошел не полностью: уцелело только 6 башен и Пятницкие ворота. Но каких башен! "Визитной карточкой" города по праву считается Коломенская, или Маринкина. Название свое она получила от имени польской авантюристки Смутного времени Марины Мнишек. После всех её приключений, несостоявшуюся царицу заключили в Коломенскую башню. По легенде, Марина превратилась в сороку и вылетела в бойницу. Кстати,
В Смутное время коломенцы одними из первых присоединились ко второму ополчению в 1612 году. До этого Марина Мнишек с сыном Иваном находилась в Москве, позже к ней примкнул атаман Иван Заруцкий. Уже после заточения Марины встал вопрос о наказании аферистки-смутьянки. Но как? Марина была полячкой, казнить её не могли - только заточить в крепость, что и сделали. Казнить можно было только её малолетнего сына Ивана - сына Лжедмитрия II. И казнили. Говорят, что когда это сделали, то Марина прокляла воцарившуюся династию.
В 70-х гг. XVII века через Коломну проезжал иностранец Адам Олеарий, оставивший рисунок Коломны, а также воспоминания и впечатления о городе.
http://s50.radikal.ru/i128/0902/0a/1f3f02285921.jpg
http://town-kolomna.chat.ru/
Русский военный флот начался в 1667 году, при строительстве верфи в селе Дединово Коломенского уезда.
В 1682 году появился памятник шатрового церковного зодчества - Соборная колокольня. Храм горел в 1739 году, от чего часть колоколов растопилась, часть - упали. В XVIII веке на Колокольне располагались часы с боем. Во времена строительства этой церкви, шатровый стиль был популярен, но позже его запретила Церковь.
В ходе административной петровской реформы 1708 года появилась Московская губерния, к которой присоединили Коломенский уезд. В начале XVIII века в Коломне возводится каменный храм Николы-на-Посаде, аналогов которому нет во всей России. Он наряден, праздничен, а уникальность её состоит в интересном украшении из множества "кокошников".
http://s39.radikal.ru/i084/0902/ad/2609d1e5f6a8.jpg
храм Николы-на-Посаде
В 1723 году была основана Коломенская духовная семинария, которая стала выпускать коломенское ( и не только) священство. Одним из выпускников этого заведения был будущий митрополит Московский и Коломенский Филарет (Василий Дроздов) - поистине уникальный человек. Подробнее его биографию можно почитать здесь. С Коломной неразрывно связано имя ещё одного выдающегося человека - писателя Ивана Ивановича Лажечникова. Писатель-историк, он родился в Коломне, провел здесь своё детство. Воспоминания о городе детства отразились в написании некоторых произведений: так, в романе "Ледяной дом", он упоминает коломенскую пастильницу. И действительно, в период XVIII-XIX вв. коломенская пастила славилась и была своеобразной "визитной карточкой" города.
http://s52.radikal.ru/i135/0902/50/3d5062acb221.jpg
План застройки города, утвержденный в 1784 году
http://town-kolomna.chat.ru/
В екатерининскую эпоху Коломну посещал известный русский зодчий Матвей Федорович Казаков. Город ему понравился. И архитектор "приложил руку" к его усовершенствованию и украшению: Бобренев и Голутвин монастыри получили "фирменные" башенки, построена Вознесенская церковь.
В 1799 году Петр I упразднил Коломенскую епархию. Всё переводилось в Тулу. А бывшая епископская резиденция превратилась в Ново-Голутвин монастырь.
В силу самых различных обстоятельств, в Коломне бывали композитор Алябьев, автор знаменитого "Соловья", и Н. Карамзин. Первый жил в городе, будучи в ссылке, а второй - проездом. Бывала в Коломне и Ахматова. Даже в стихотворении "Поздний ответ" поэтесса запечатлела Маринкину башню (стихотворение было посвящено Марине Цветаевой).
В 1846 году в Коломне родился известный ученый, редактор словаря Брокгауза и Ефрона И.И. Янжул. Коломну посещали министр финансов С. Ю. Витте, Николай II. В 1861 году в селах Шкинь и Борисово Коломенского уезда были крестьянские волнения в имениях генерала Д.Т. Бибикова.
В 1863 году произошло важное событие не только в истории города, но и в истории российской промышленности: был основан инженером А.Е. Струве Коломенский машиностроительный завод (КМЗ). За этим предприятием прочно закрепилась репутация промышленного гиганта: завод производил огромное количество мостов, пароходов, поездов и т.д. Бородинский, Крымский и Краснохолмский мосты в Москве - родом с КМЗ. Литейный мост в Петербурге тоже изготовил и построил КМЗ. Выпускались локомобили, подъемные краны, прочие приборы. Первый российский трамвай также был сооружен здесь. Могли изготавливать и автомобили, но инициативу эту не поддержало Правительство. Отвергнута была и идея об изготовлении КМЗ дизельных локомотивов. А ведь это могло быть впервые в мировой практике!
http://s52.radikal.ru/i138/0902/45/c11f6899eb49.jpg
Локомобиль
Город развивался, открывались больницы, училища, благотворители строили на пожертвования храмы. В 1874 году в Коломне открыта фотомастерская М. Бортняевой. Стали появляться фотографии города, которые очень важны и нужны тогда, когда хочется взглянуть на Коломну такой, какой она была в конце XIX-начале XX вв.
http://s45.radikal.ru/i108/0902/0b/41d8ef5ec9aa.jpg
http://www.kolomna-kreml.ru/
http://s40.radikal.ru/i089/0902/42/632a88417b9b.jpg
http://www.kolomna-kreml.ru/
http://i003.radikal.ru/0902/eb/a20860ab2f39.jpg
http://www.kolomna-kreml.ru/
В 1902 году Коломна наконец-то получила свой водопровод.
Безусловно, революционные события и 1905, и 1917 года не обошли стороной Коломну. Были и стачки, и забастовки, был организован Совет крестьянских депутатов.
В Советский период город прирастал новыми районами и застраивался. Развивалась транспортная сеть, получили известность коломенские трамваи. Памятники старины (в основном, церкви и монастыри) претерпевали не лучшие времена: были заброшеными, в них устраивали склады и гаражи, а некоторые храмы и вовсе "обезглавили". В Коломне сняли не один фильм: ещё бы, ведь её атмосфера, её природа привлекает к себе кинорежиссеров. Это и "Аферисты", и "Адмирал", и "Мачеха", и сериал "Громовы" и т.д.
Сейчас постепенно возвращается старинный облик города, расцветает туризм, возрождается паломничество. Чем живет Коломенский кремль сейчас, можно узнать здесь. Проходят различные мероприятия, акции. Город живет, и это радует. Правда, на мой взгляд, есть одно НО: вместе с восстановлением культурных памятников, происходит "переусердствование", благодаря которому Коломна теряет свою индивидуальность, самобытность и камерность. Та Коломна, которая была 5 лет назад, была, пусть и с разрушенными куполами, но более самобытной, потому что усилия по её облагораживанию не были чрезмерными. Хотя это нисколько не умаляет незабываемой атмосферы старинного провинциального городка.

0

3

Авдотьино
Село находится в Ступинском районе Московской области, рядом с поселком Большое Алексеевское, входит в Аксиньинское сельское поселение. находится между реками Кононовка и Северка.
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_9819a4f9.jpg
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_e98d2131.jpg
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_3f53fbf6.jpg
Речка Северка во всей своей красе.
Носит загадочное название - "масонская усадьба". Это связано с именем журналиста, сатирика, писателя и масона екатерининской эпохи Н.И. Новикова. В селе находится Тихвинская церковь, остатки усадебной постройки и крестьянских домов, представляющих собой спроектированные самим Новиковым удобные строения  для крепостных. Авдотьино - родовое село Новиковых. Здесь Николай Новиков родился и умер. Андрей Федорович, предок Н.И.Новикова, в XVII веке получил во владение это село. Кроме того, Новиковы владели селами Непецино, Суково, Тарбушево (по данным на XVIII век).
Во времена Новикова село носило название Тихвинское-Авдотьино и входило в Алексеевскую волость Никитского уезда (по данным 1766-1770 гг.).  Рядом с Авдотьино находился участок и церковной земли. По данным на 1769 год, в селе проживало 95 душ.
Авдотьино - довольно красивое и загадочное место. В 80-е гг. здесь снимали знаменитый фильм Марка Захарова "Формула любви" - при просмотре картины можно заметить Тихвинскую церковь. И персонаж этого фильма, Алексей Федяшин, если помните, нырнул в речку Северку, что протекает через Авдотьино. Загадок Авдотьино хранит тоже немало. Живы до сей поры легенды об авдотьинских подземельях. Подробнее материал о них можно посмотреть здесь. Было также установлено, что подземные ходы направляются также и к усадьбе Марьинка.
(Кстати, в разговоре с местными жителями удалось выяснить, что в каменном флигеле - том немногом, что уцелело от усадьбы - до недавнего времени жили люди, пока не произошел пожар; жители Авдотьино таинственно упомянули о том, что "подвал в доме хороший" - это ли не намек о том, что существуют подземные ходы?).
Так кто же он, "ревнитель русского Просвещения", Н.И. Новиков, родившийся и умерший в Авдотьине? Что это была за личность? Каков его жизненный путь?
http://s44.radikal.ru/i104/0903/4b/7496d86285f9.jpg

Ссылка на фотографию

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году. Родился в Авдотьине. И последние годы своей жизни (22 года) также провел в своем родовом имении, после заточения в Шлиссельбургской крепости. Новиков был не только талантливым журналистом, публицистом, издающим такие журналы, как "Трутень", "Живописец", "Кошелек". Эти издания критиковали существующие крепостнические порядки и вообще были, как это можно было бы назвать, "на злобу дня". Однако екатерининский, пусть и просвещенный, но всё-таки абсолютизм не мог и допустить таких разговоров. Николая Ивановича заточили на целых 15 лет в Шлиссельбургскую крепость, в том числе и за масонскую деятельность.
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_292d2058.jpg
Каменный флигель.
Уже упоминалось о том, что Новикову претило крепостничество. И, под конец жизни практически оторванный от активной общественной жизни, журналистской деятельности, Николай Иванович решает облегчить быт хотя бы крестьянам в своем селе, в Авдотьино. На его средства были выстроены каменные (!) дома, добротные, очень качественные и небывалые по тем временам для крестьянского сословия, на несколько семей (сохранились 8 таких домов); он раздавал хлеб крестьянам во время голода, даже появилась специальная организация крестьянской взаимопомощи; для дворовых был сооружен отдельный дом. Новиков помогал также и крестьянам окрестных деревень.
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_d7e3e0dd.jpg
Один из домов, построенных для крестьян. Эти дома каменные, выполнены в "барачном стиле", расположены вдоль центральной улицы села. В них до сих пор живут люди.

Однако сам "ревнитель русского Просвещения" жил в деревянном усадебном доме, правда, с оранжереей, парком и фруктовым садом. До наших дней дом не дожил - усадьба была продана за долги. Остались лишь Тихвинская церковь и каменный флигель (в нем располагалась богадельня).
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_d547d42b.jpg
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_28759679.jpg
Тихвинская церковь села Авдотьино (сер. XVIII века)

Примечательна Тихвинская церковь, выстроенная в период с 1749 по 1753 год. Эта постройка относится к стилю позднего барокко. Здесь похоронен сам Н.И. Новиков. Колокольня построена была чуть позже, в 1789 году.
Вот вам и загадочная русская усадьба... Тут и история, тут и загадки, тут и легенды, тут и просто жизнь.

0

4

Шкинь
Шкинь находится в Коломенском районе Московской области, входит в Непецинское сельское поселение.
Конечно же, самая главная достопримечательность этого села - это уникальная церковь Духосошествия. Но обо всём по порядку.
Село находится на реке Северке, притоке Москвы-реки (легенду о р. Северке см. выше). 
Как уже упоминалось выше, принадлежало село генералу Г.И. Бибикову. Ранее здесь была усадьба, от которой сохранились только Духовская церковь и остатки усадебной постройки.  Ещё одной местной исторической знаменитостью является юродивый Данилушка (Д.И. Васильев). Подробнее о нём можно почитать здесь.
Первое упоминание о Шкини можно встретить в духовной грамоте великого князя Василия Васильевича от 1461 года. Село он передает "своей княгине" - супруге Марии Ярославне, которая владела также рядом коломенских сел. "<...>Да даю своей княгине село Серкизовское и с Мезынкою и со всеми селцы и с деревнями, да село Высокое и с деревнями и с бортью, да село Шкинь  и с деревнями".
По итогам межевания от 1767 года Шкинь принадлежала полковнику Петру Михайловичу Приклонскому. В XVIII веке в селе насчитывалось население около 209 душ. Шкиньское владение, которое включало в себя и село Борисово с Новоселками, было очень крупным. Южной границей стала река Осёнка, северной - Северка.
По состоянию на 1890 год в селе проживало 149 человек. Через 9 лет в Шкини было уже 304 человека. В селе располагалась земская школа, а сама Шкинь принадлежала Непецинской волости Коломенского уезда. По данным 1909 года в Шкини находилась церковно-приходская школа, земское училище и казенная винная лавка. Почему казенная? Сергей Юльевич Витте в 1894 году ввел винную монополию, которая действовала вплоть до 1913 года, поэтому винные лавки могли быть только казенными.
В 1861 году в селе произошло крестьянское восстание при генерале Д.Г. Бибикове.
И вот, наконец, обозрев вкратце историю села, можно подойти и к истории удивительного, необычного храма - Духовской церкви (1794-1798 гг., заложена ещё в XV веке, а открыта в 1800 году). Выстроена она была, как уже упоминалось, при генерал-майоре Г.И. Бибикове зодчим Родионом Казаковым (не путать с архитектором Матвеем Казаковым, он был учителем Родиона!), по некоторым предположениям - Иоганом Веттером (ссылка - иное мнение).  По своему проекту церковь повторяет Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге.
http://s39.radikal.ru/i084/0902/5e/e1b24b3b7ceb.jpg
Троицкий собор Александро-Невской лавры
http://www.sedmitza.ru/text/524336.html
Если смотреть сверху, то церковь будет напоминать по своей форме крест. Имеет две колокольни, расположенные симметрично. Этот храм можно отнести к стилю классицизма, характерному для архитектуры XVIII века, к тому же классицизма зрелого.
В советское время, как и многие другие храмы, Духовская церковь была закрыта, находилась в запустении. Этот период длился с середины 30-х гг. до 1992 года. А в 60-х гг. здесь, наверное, по печальной традиции, располагался склад, причем, в процессе приспособления церковной постройки для хозяйственных нужд, были разрушены многие детали церкви, а упавший колокол также покалечил храм.
Сейчас церковь Духосошествия находится не в лучшем состоянии, но реставрируется. Возможно, недалек будет тот день, когда мы увидим и без того ныне прекрасный храм в его первоначальном убранстве и красе.
http://i072.radikal.ru/0902/32/74a1e3adec31.jpg
Шкиньская церковь до революции...
http://s39.radikal.ru/i083/0902/72/ef154414d5d4.jpg
...и сейчас.
http://www.temples.ru /show_picture.php?PictureID=4397]http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=4397]http://www.temples.ru /show_picture.php?PictureID=4397
До сих пор храм мучается: в 2008 году из церкви была похищена чудотворная икона Серафима Саровского. И не одна она. По версии следствия, совершила это преступная группа. Причем, один из похитителей скончался. Иконы были возвращены церкви.
Подробности дела о похищенных шкиньских иконах.
В конце августа заехала в Шкинь: от Субботово туда сделали новую асфальтовую дорогу, вот и мы и прокатились.
Теперь у меня есть свои фотографии села и церкви:
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_cf27a582.jpg

http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_f9081d9b.jpg

http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_6de27e39.jpg

http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_7adbbac3.jpg

http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_3a6dcd65.jpg

http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_a8298a6f.jpg

http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_01fd0baa.jpg

http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_bc9898e6.jpg

0

5

Троице-Лобаново находится в Большеалексеевском сельском округе Ступинского района Московской области.
Село Троице-Лобаново известно своими владельцами, бесспорно, людьми именитыми. Но есть здесь кое-что такое, что заставляет остановиться, погулять в старинном липовом парке, посмотреть на старинную церковь (XVI век).
Троицкое-Лобаново располагалось в Левичином стане на речке Брусенке.
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_317146df.jpg
Башня церковной ограды.
Это древнее село, которое существовало не позднее XVI века, о чем говорят и исторические карты С. Б. Веселовского и В. Н. Перцова. Селами Микулиным, Заворовым, находящимися в том же стане, владели Годуновы. В "Писцовых книгах Московского государства" (1577-1578 -  изд. в 1872 г.) упоминается Яков Афанасьевич Годунов. А вот Троице-Лобановым владели в XVII в. князья Лобановы-Ростовские, которые в XVIII веке передали Троице-Лобаново в приданое княжне Параскаве Михайловне Лобановой-Ростовской, вышедшей замуж за Семена Федоровича Волконского. Позже село купили у графа Бобринского Азанчевские. В адрес-календаре на 1890 год упомянута усадьба в Троице-Лобаново за Софьей Николаевной Азанчевской.
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_eaed6dab.jpg
Троицкая церковь села Троице-Лобаново.
В Троице-Лобаново, был господский дом, была усадьба.
К сожалению, далеко не всё сохранилось в Троице-Лобаново, что бы напоминало о роскошной усадьбе с парком. Но всё же есть кое-что:  церковь Живоначальной Троицы, развалины былого великолепия и парк, в котором в советское время был пионерлагерь.
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_d12eb52e.jpg
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_550c8521.jpg
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_bfdb1445.jpg
Остатки усадьбы и усадебного парка.
Троицкая церковь была выстроена, по некоторым источникам, не позже 1578 года, освящена при царе Алексее Михайловича и Патриархе Иосафе II, имеет два придела - Успенский и Никольский. Видимо, с этим годом связано первое упоминание в Писцовых книгах Московского государства. При Волконских, в 1767 году, была построена каменная колокольня Троицкой церкви. При церкви имелось кладбище.
Весьма примечательна история с колоколом храма (по упоминанию Н.Д. Иванчина-Писарева), с появлением которого связана почти легендарная история.
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_074f924b.jpg
Надпись на колоколе храма в с. Троице-Лобаново. Из книги Н.Д. Иванчина-Писарева "Прогулка по древнему Коломенскому уезду".
На колоколе изображен портрет шведского короля Карла XI. "Благовестник" был найден князем Волконским в пруду во время его чистки; расспросив старожилов, князь выяснил, что существовало предание, будто князь Лобанов-Ростовский, прежний владелец Троице-Лобаново, привезжий данный колокол "неизвестно откуда", повесил его на колокольне Троицкого храма; однажды во время службы (заутреня) мощный звук разбудил и испугал князя, после чего тот велел скинуть колокол в пруд. Князь Волконский такой находке  подарил вторую жизнь, вновь поместив её на колокольню.
По словам Н. Д. Иванчина-Писарева ("Прогулка по древнему Коломенскому уезду"), "звон этого благовестника слышен далеко в окрестности, вблизи же слишком резок, ибо в нем много серебра"
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_c8bb8c94.jpg
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_8e4573a0.jpg
Позже, в XIX веке, к церкви была пристроена трапезная. Годы лихолетья не обошли стороной храм, но в данный момент ведутся ремонтные работы по восстановлению первоначального облика церкви. Ныне Троице-Лобановский храм имеет статус патриаршего подворья.
Если пройти чуть подальше, можно наткнуться на остатки усадебного комплекса. В нем, как уже упоминалось, размещался когда-то пионерский лагерь. Остались пруды, в одном из которых ныне устроено футбольное поле, руины строений, два флигеля, остатки обширного сада и парка.
В дореволюционной России село Троице-Лобаново было волостным центром Бронницкого уезда, главой волостного центра был, по данным на 1890 г., крестьянин, старшина Иван Трифонович Солонин. В волость входили села Агашкино, Акатово, Авдотьино, Каменка, Никоновское, Натальино, Покровское, Ярцево, Хирино и т.д. В Троице-Лобаново были земская школа и квартира урядника.
К интересным особенностям фауны этих мест можно отнести обитание пчел-плотников в 1940-1950-хх гг. XX века в с. Троице-Лобаново и Б. Алексеевское. Эти пчелы, одиночные, черного цвета, занесены в Красную книгу, поскольку это быстро сокращающийся в численности вид.

0

6

Выропаевские курганы. Деревня Выропаевка находится в Коломенском районе Московской области.

Публикую выдержки из монографии  Мазурова А.Б. Средневековая Коломна в XIV - первой половине XVI в. М, 2001., страницы 503 - 507, статья "Одна из первых находок вятических древностей.":

"Московские вятичи - классическая для отечественной археологии тема. Именно в Московском регионе (за пределами летописной территории вятичей) концентрируется большинство вятических древностей. Здесь были сделаны и первые находки. ... Первые научные раскопки вятических курганов были проведены в 1838 и 1845 гг. А. Д. Чертковым. Эти ракопки вызвали своеобразную цепную реакцию - исследования прошли в имении Д. Г. Бибикова в с. Успенском современного Одинцовского р-на (проводились Н. И. Иванищевым); у с. Авдотьино Ступинского р-на (С. Д. Нечаев); а позднее у д. Потапово в Лениногорском р-не (А. А. Гатцук, 1863-64 гг.).  О каждом памятнике были опубликованы отдельные статьи или заметки, правда, весьма различного качества. Сам сюжет подробно освещен А.А. Формозовым (Формозов А.А., 1988).
...
За бортом внимания, пожалуй, остался лишь один сюжет - случайная находка вятических вещей в 1843 г. в Коломенском уезде у с. Ворыпаевка. Это был второй достоверно известный факт обнаружения вятических вещей. <...> Между тем находка 1843 г. так и не привлекла внимания исследователей. ...
Что же произошло в селе Ворыпаевка Коломенского уезда летом 1843 г.? Вот что доносил московский гражданский губернатор Министру внутренних дел:  "На скате горы в 100 саженях от истока речки Бабаевки с незапамятных времен находилось два небольших холма. При разрытии одного из них 8 числа сего (июня - прим. А.М.) месяца по случаю понадобившейся земли для укрепления плотины, рабочие нашли человеческий остов с головою, обращенною на восток, с металлическим венком на голове (витом в середине, наподобие плетеной веревки, толщиной в палец) и с серебряною бляхою на груди. Тут же найдены: клок волос, что-то похожее на ленту или кусок материи, как будто тканной с золотом, и два (около ног) пустые глиняные сосуда. Из найденных вещей в целости сохранились венок, бляха и ножная кость, прочие же от первого к ним прикосновения рассыпались в прах. Другой холм также был снят, но под ним ничего не найдено". Московский гражданский губернатор указал и на аналогии. Подобные вещи ему (или канцелярским служащим губернатора) были известны по находке " прежде в 1838 г. в имении Н.А. Толстого при с. Верхогрязье Звенигородского уезда". В заключении по поводу найденных вещей он писал: "Они некоторым образом свидетельствуют об обитаемости этих мест в эпоху довольно отдаленную, быть может, ещё во время водворения норманнов в России".
Министр внутренних дел ( в 1841-51 гг. им был Л. А. Перовский), как следует из резолюции, "изволили обратить особое внимание на сие донесение". В Петербург были запрошены сами вещи, хотя к донесению был приложен великолепный рисунок, выполненный в натуральную величину профессиональным художником.
При вторичном докладе Л. А. Перовский приказал препроводить вещи к Н. И. Надеждину - критику, отставному профессору теории искусств и этнографии Московского университета, читавшему курс эстетики, в прошлом издателю "Телескопа" (закрытого за публикацию "Философских писем П. Я. Чаадаева), перенесшему ссылку, а затем поступившему на службу в Министерство внутренних дел. Л. А. Перовский имел с Н. И. Надеждиным отдельный разговор по поводу находок.
Таким образом, находки были удостоены очень высокого внимания (от московского гражданского губернатора до министра внутренних дел).
... На этом история с находками не завершилась. Дворянин Г. Фролов, гостивший у своей матери (коллежской асессорши) в Воропаевке летом 1843 г., направил в респектабельную газету - "Московские ведомости", письмо о них. К обстоятельствам находки он добавил важную для археолога деталь - находки были найдены " в уровень с горизонтом земли". Фролов откровенно пояснил и судьбу других находок (которые вовсе не "рассыпались в прах от первого прикосновения"): так как меня не было на месте во время находки, то, к сожалению, черепки горшков, истлевшие кости, а равно клок волос и остаток материи - всё это было брошено в кучу земли и засыпано в плотину". Он также предпринял любительские раскопки другого рядом стоящего кургана, но они закончились неудачей. "Увлеченный этим случаем, я приказал было снять другой холм в надежде найти что-нибудь подобное, но изыскания и ожидания мои были тщетны: ни костей, ни вещей - ничего не найдено несмотря на все неприятности. Клад, как говорят, не дался в руки. При запашке нынешнего года под озимый хлеб, я предполагаю (! - прим. А.М,), что-нибудь должно оказаться, о чем не премину Вас уведомить" (Фролов Г., 1843).
Очень важно, что редакция "Московских ведомостей! снабдила письмо Фролова собственным постскриптумом, написанным, несомненно, хорошо осведомленным человеком. Вновь, в который раз в этой истории, указана аналогия - курганы у с. Верхогрязье. <...> В редакционном примечании также говорилось: "По краткому описанию  г-на Фролова трудно сделать достоверное заключение. Желательно, чтобы почтенный наш корреспондент предложил не одно написание, но и самую находку свою на рассмотрение Обществу истории и древностей Российских" (Фролов Г., 1843).
Ответ Г. Фролова не замедлил, и он с радостью откликнулся на предложение на только представить находки на "экспертиху", но и сделал широкий жест - выразил желание подарить их ОИДР ( Общество истории и древностей российских - прим. T.Larina). Следовательно, он вдогонку вещам послал в Министерство внутренних дел просьбу о возвращении их назад.
... По всей видимости именно Н. И. Надеждин подготовил к печати заметку о древностях в официозный "Журнал министерства внутренних дел". В ней ... было дано гораздо более адекватное описание вещей. Шейная гривна интерпретирована, правда, как "головная повязка, род диадемы" (Шейная гривна - прим. T.Larina). Зато фрагментированная "серебряная бляха" уверенно реконструирована как семилопастная ("семиконечная"). ...  Автор заметки обратил внимание на важное обстоятельство - "судя по истлевшим пням можно заключать, что вокруг рос в древности обширный дубовый лес, который с незапамятных времен истребился". Подводя итоги, он несколько туманно заключал: "здесь в стране финской, весьма поздно начавшей русеть, было в старину значительное население, если даже предположить, что эти украшения принадлежали пришельцам, которым, конечно, незачем было заходить в глубину совершенно пустых лесов".  <...>"

Мазуров А. Б., Средневековая Коломна в XVI - первой трети XVI вв.: Комплексное исследование региональных аспектов становления единого Русского государства. - М.: "Александрия", 2001. - 542 С., с 51 с. ил.

0

7

T.Larina Огромное спасибо Вам за ликвидацию исторической безграмотности. Крайне познавательно.

0

8

Спасибо! Буду стараться просвещать и дальше! Постоянно собирается материал по истории нашего края.

0

9

T.Larina написал(а):

Спасибо! Буду стараться просвещать и дальше! Постоянно собирается материал по истории нашего края.

Очень рад этому.

0

10

Что упало, то пропало!
Конечно, это не совсем подходящий заголовок. Ничто никуда не падало, но, тем не менее, пропало...
Время идет, стирает многое не только из памяти, но и из реальной жизни. Если взглянуть хотя бы на маленький пятачок земли, то получится, что в старину на нем умещалось гораздо больше, чем есть сейчас. Было больше сел, церквей, а нынешние ручьи, которые сейчас не носят, казалось бы, никакого названия, тогда были речками.
Сейчас, наверное, мало кто знает, но в стародавние времена в нынешней деревне Ламоново ( а тогда - Ламаново, по данным "Писцовой книги Московского государства"), владении Василия Дмитриевича Копнина, была церковь Покрова Пресвятой Богоматери. Видимо, храм был деревянным, раз канул навсегда, возможно, сгорев. Причем канул не позднее 70-х гг. XVI века, а это значит, что церковь была довольно древней. Само же Ламоново в дальнейшем закрепило за собой статус "погоста" - населенного места, где когда-то был храм...
Село Нефедьево тоже не избежало подобной участи. В  XVI в. в этом владении Ивана Хлопова была церковь Пресвятой Богородицы, деревянная, что и отражено в "Писцовых книгах Московского государства": "С. Нефедьево, под ним прудецъ, а в селе церк. соборъ Пречистыя Богородицы, древяна, клецки".
В селе Троице-Голочелово вплоть до начала XVII века находился женский Троицкий монастырь. В Смутное время его разграбили и разрушили, не оставив практически и следа от него. Но всё же Голочелово обзавелось впоследствии храмом. И даже не одним. Но это уже совсем другая история...
А исчезали порой и сами селения. Память о них осталась в некоторых документах XVIII века. Места, где когда-то существовали деревни и села, а затем перестали быть жилыми, назывались пустошами. Они ещё носили названия деревень, но уже не были таковыми. Среди пустошей можно отметить, например, пустошь Буньково, что на реке Бунчихе. Там тоже когда-то было село, но уже в XVI веке превратилось в пустошь. Позднее, в XIX вв. здесь была усадьба помещика С. П. Моргунова, а по Памятным книжкам конца XIX - начала XX упомянуто, что в пустоши Буньково находилась усадьба фабриканта Чистякова. Между нынешней деревней Буньково и селом Щапово, видимо, находилась деревня Тетеркино на берегу речки Костенки (на картах XVIII указана некая пустошь Тетерка). Сейчас здесь сельскохозяйственное поле.
Была и деревня Хирино недалеко от села Покровского, что на Северке. Сейчас на карте не встретишь этот населенный пункт, а когда-то это был действительно населенный пункт, причем населенный издревле: на берегу реки  находились Хиринские курганы. В "Писцовых книгах Московского государства" указана "пустошь Хирина за Григорием Хириным".

Продолжение следует...

0

11

По истине, с нетерпением жду продолжения. И к Вам вопрос - а что это за слово - пустынь., например - Соколова пустынь.

0

12

Пустынь - это место самого строгого монашеского отшельничества.

0

13

Аксиньино
Село Аксиньино находится в Ступинском районе Московской области, является центром сельского округа и сельского поселения.
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_00ce4e98.jpg
Свою историю село ведет от первого упоминания в официальном письменном документе, коем явилась приписная грамота к духовной грамоте Василия II (Темного) 1461 года, в которой князь отписывал Аксиньино своей супруге, великой княгине Марии Ярославне :"Да на Коломне даю ей село Оксиньское с деревнями".
Из этой формулировки можно сделать вывод, что Аксиньино было довольно крупным населенным пунктом.
Позже, по материалам XVI века, село Аксиньино принадлежало Шереметевым: "За Федором Васильевичем Шереметевым старая их вотчина: с. Оксиньино, на речке, на Большой Городенке, а в нем церковь Николы Чудотворца, древяна клетцки"
В 60-х гг. XVIII века село Аксиньино числилось за ведомством Казенной палаты крестьян; на тот момент в селе проживало около 170 человек, имелось кладбище и, естественно, церковь. По численности населения это было довольно крупное село в 60 - 90-х гг. XVIII в.  В качестве сравнения: в с. Городня проживало 29 человек, в с. Алфимово душ вообще не насчитывалось на 1792 г.,  в с. Мещерино (Мещериново) - 211 душ, в с. Малино - 320. В конце XIX столетия население Аксиньино составляло 270 человек.
До административных реформ XIX века село Аксиньино входило в состав Маковского стана Коломенского уезда, соответственно, после реформ оно принадлежало Мещеринской волости.
В селе была церковно-приходская школа, в которой на рубеже XIX-XX вв. преподавал Закон Божий священник Семен Иванович Покровский - отец священномученика Иоанна Покровского (см. далее),  а в селе Голочелово Глебовской волости воспитывала подрастающее поколение учительница Наталия Семеновна Покровская  - видимо, дочь Семена Ивановича.
http://www.stupinoblag.ru/blagochinie/novomucheniki/14/image/photo.jpg
Свщнмч. Иоанн Покровский - уроженец Аксиньино
Источник фотографии
Духовная связь между селами Аксиньино и Чиркино выразилась в жизни уроженца Аксиньино, протоиерея Иоанна Покровского, который по окончании Московской Духовной Семинарии служил в церкви Покрова Божией Матери села Чиркино - там, где бьет до сей поры святой источник. Будущий священномученик пал жертвой политических репрессий периода правления Сталина. Подробнее о жизни и духовном подвиге протоиерея Иоанна Покровского, благочинного Малинского района: Иоанн Покровский и Анна Корнеева - священномученики Ступинского района
12 июля 1918 г., в связи с реорганизацией управления, когда были ликвидированы волости, уезды, станы, образовался Малинский район, куда вошло Аксиньино и находилось там вплоть до 7 декабря 1957 года, когда Ступинский район "поглотил" Малинский, тем самым ликвидировав его. Коллективизация не обошла стороной село Аксиньино - здесь был колхоз им. Мичурина.
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_893879c3.jpg
Памятник павшим...
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_5b7e14c1.jpg
Девушка-колхозница - символ ушедшей эпохи...
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_d9ed4da1.jpg
Аксиньинский Дом Культуры
В 2005 году близ села Аксиньино произошла страшная трагедия: в лесу разбился самолет Cessna, были жертвы. Отец одного из погибших и другие благотворители построили на свои средства часовню Николая Чудотворца, что означило вечную память погибшим и историческую память о бывшей здесь некогда церкви Святителя Николая.
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_1a4fb249.jpg
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/95339783/x_bf4198e7.jpg
В 2009 году был утвержден и принят флаг сельского поселения Аксиньинское: http://geraldika.ru/symbols.php?coatid=23930
Рядом с Аксиньино есть известняковый карьер.

0

14

Большое спасибо за рассказ о нашем центре. Хорошая информация.

0

15

Всё-таки центр - это центр. О нём рассказ должен быть в первую очередь, по идее. Я надеюсь, что буду дополнять информацию. Особенно про церковь . Совсем скоро выйду из Интернет-работы, пойду в архивы, дай Бог, получится.

0

16

T.Larina написал(а):

Совсем скоро выйду из Интернет-работы, пойду в архивы, дай Бог, получится.

Да, это будет очень интересная информация. Можно сказать, эксклюзивная.

0

17

ЖЗЛ
Небольшая подборка ссылок по персоналиям некоторых уроженцев Ступинского района:
Летчик-испытатель М.Д. Гуров
Ветеран ВОВ М.А. Кусакин
Герой Советского Союза С.С. Пичугин
Герой Советского Союза К.Ф. Соболев
Герой Советского Союза В.И. Талалаев

0

18

Что упало, то пропало ! (часть 2)
Перечень исчезнувших со временем населенных пунктов, храмов и прочего можно продолжать довольно долго. К сожалению.
Нельзя не учитывать то, что такое большое село, как Малино, разрастаясь, "проглатывало" другие населенные пункты. Раньше, по моим предположениям, примерно в районе Стрелецкой улицы нынешнего поселка, на берегу реки Городенки, располагалась деревня Стрелецкое поле. Есть мнение, что Петр I, после небезызвестного восстания стрельцов в Москве, когда были совершены массовые казни на Красной площади (нонсенс, потому что на Лобном месте только зачитывались приговоры, а вот казнили на Болотной площади первопрестольной; казнь на Красной площади носила устрашительно-показательный характер), часть восставших сослали в Малино (и в другие города и села нашей необъятной Родины), в Стрелецкую слободу - северную часть Малино (см. карту ниже), находящуюся поблизости с Рождественским погостом, в районе малинской недостроенной больницы.  В документах конца XIX века деревня Стрелецкое поле не упоминается и по картам 1860 -х гг. (карты Шуберта) деревни Стрелецкое поле нет. С этого момента деревня вошла в состав Малино, поскольку на одной из карт, приведенных ниже, она уже "слита" с селом, позабыв даже свой топоним. Нашла в Интернете несколько мнений по этому поводу. От себя могу добавить, что, по моим соображениям, Березнецово находится несколько в стороне от Стрелецкого поля. Скорее всего, Борзецово расположено было там, где сейчас Березнецово. А вот деревня Стрелецкое поле, видимо, была несколько в другой стороне. На это указывает и наличие, опять же, повторюсь, Стрелецкой улицы в этом районе Малино: (см. улицу с правого края карты, около Воскресенского шоссе, в районе современной автозаправки и строительного рынка).
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/92805163/x_a4c83222.jpg
Малино, погост Рождественский и Стрелецкая  на военно-топографической карте Московской губернии Ф. Ф. Шуберта (1860 г.)
http://cs4361.vkontakte.ru/u37602654/92805163/x_9174342c.jpg
Малино, д. Стрелецкое поле, д. Борзецово, погост Борзецов (кстати, тоже "исчез"; судя по тому, что погост, здесь тоже когда-то был храм, и в некоторых исследовательских работах указано, что эта земля была церковной) на Плане генерального межевания Серпуховского уезда (1796 г.)
Отсюда может следовать, что Стрелецкая слобода и деревня Стрелецкое поле, скорее всего, являются не одним, а двумя разными поселениями.
На реке Городенке между деревнями Марьинка и Карпово, по данным Планов генерального межевания (далее - ПГМ) Серпуховского уезда и прочих карт и справочников дореволюционной России, находилось село Копьево с храмом.
У села Хонятино расположена была деревня Алтыново, а ныне Малое Скрябино именовалось, по данным на XV - XVI вв., Оладьино-Скрябино, позднее утратив свое первоначальное именование. В XV в. на берегу речки, противоположном от бывшей деревни Хирино, на реке Северке, находилась деревня Юреновка, которая существовала ещё в XIX в.
Канули в Лету многие топонимы. Теперь не найдешь реку Слувку, речки Хомутовку, Сосенку, Костенку, Брусенку, Лискин овраг, овраг Волчий, Монастырский овраг, Жеребцов овраг, Бунковский овраг, Орлиный овраг, Колодезный овраг, на котором Занкино стоит, Хомутову рощу, Коломенские кусты, речку Песоченку, что протекала через деревню Старое (близ Аксиньино).
Не меньший интерес вызывает деревня Балакиревка. Сейчас она тоже исчезла. Но, надеюсь, чуть позже, я добуду более подробную информацию об этом населенном пункте. Это не просто деревня, это был довольно интересный объект, связанный с одной личностью.
Продолжение следует...
P.S. Представленные выше фрагменты старинных карт не следует копировать и использовать в коммерческих целях. Надо благодарить судьбу за то, что есть Интернет и что в нём есть ресурсы, на которых можно раздобыть что-нибудь полезное. И использовать во благо, например, наглядно проиллюстрировать положение деревень и сел в стародавние времена. Я использую материалы добросовестно,  в том смысле, что с чистой и доброй совестью, на правах иллюстрации к своим аргументам. Всех остальных призываю к той же гражданской и человеческой добросовестности.  :)

18.10.2009 г. - внесла коррективы в статью. Мне стало известно, что высылка стрельцов в Малино и появление деревни Стрелецкое поле непосредственно не связаны между собой.

0

19

Очень интересная и познавательная статья Взято здесь http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=52917
Уважаемые форумчане! Предлагаю Вам следующую информацию к размышлению. Мы подчас представляем себе век императорской России как век чуть ли не торжества Православия. Борьба на Балканах показывает как российские государи показывали себя охранителями веры. Петр I, Екатерина II, и последующие правители: - все заявляли о себе как защитники Православия от турок. Но, в самой России при этом закрывались и разрушались церкви.
Современный человек, когда слышит о закрытии или разрушения церкви, то, как правило, представляет время советской эпохи. Но безбожной вакханалии по разрушению храмов в 1930-1960-х годах предшествовало время, когда по разным причинам тихо закрывались и разрушались Божьи храмы. Происходило это в XIX – начале XX столетия в православной Российской империи.
Весь ХIХ век продолжался процесс уменьшения количества приходов на всей территории Российской империи. Причина была объявлена благая – улучшение содержания причта. Церковная пресса того времени прямо говорила, что «главная причина обеднения духовного сословия в его многочисленности и раздробленности приходов». Пред властями стала задача, каким образом улучшить положение духовного сословия. Для этого было избрано два пути: уменьшение количества приходов и причта, и организация выплат пенсий, пособий и жалований бедному духовенству. Кроме того, начиная с 1869 года, детям причта не желающим идти по духовной стези разрешили поступать на службу в гражданское ведомство. Безусловно, лучшие люди Российского государства, во главе с императорами желали, чтобы духовное сословие занимало в государстве подобающее им место. Все прекрасно знали, в каком беднейшем положении находилось тогда духовенство, особенно в сельских храмах: «Бедность положила на них свою тяжелую печать, писали в 1869 Московские епархиальные ведомости, строение, одежда, пища – все это свидетельствует об их всегдашних нуждах, а постоянная нужда есть пресс, под которым немудрено измается…под которым и у сильных натур, заглушаются все благородные стремления, чувствования и желания» . Авторы Московских ведомостей в это время часто подымали тему бедных приходов, и порой не без сарказма говорили о том, что у них нет будущего. Интересна выдержка из передовицы № 33 1870 года: « В прежние времена, писал неизвестный автор, большая часть детей духовного звания, если не все, по окончанию семинарского курса, замещали собой все священно-церковнослужительные места, при церквях, как бедных, так и богатых. Деваться было некуда, выход из духовного звания был большей частью затруднительный и зависел всецело от согласия и воли Епархиального начальства. Епархиальному начальству при тогдашнем положении нечего было опасаться, что бедный, малолюдный приход останется без пастыря, кому не известно, что в то время даже на самые бедные священнические вакансии являлось несколько конкурентов и кандидатов. Теперь же с расширением прав детей духовного звания и права для всякой государственной службы, замещение бедных, малообеспеченных священнических мест становится очень сомнительным. Кто пойдет из них к бедному приходу, если впереди представляется лучшая, более широкая дорога? Скажут: Вот тут-то и видно будет призвание, и неоспоримо окажется самоотвержение. Положим так; но людей с истинным призванием, для которых возможно и самоотвержение, всегда бывает не много. А потому всего естественнее ожидать, что при таких условиях бедные, малолюдные приходы останутся без пастырей, и тогда поневоле сами собой должны быть приписаны к другим самостоятельным приходам».

В 1869 году Присутствие по делам православного духовенства занялось вопросом об улучшении положения причта. 16 апреля было издано его первое постановление. В основном оно касалось пересмотра состава причта и приходов. Реформы эти касались практически всю территорию России. Везде продолжился процесс укрупнения приходов, повлекший за собой перевод ряд церквей в разряд приписных. Здесь следует заметить, что Присутствие не предложило ни чего нового, постановление это лишь законодательно озвучивало систему приписки мелких приходов, сформировавшейся с конца XVIII века. Присутствие опубликовало некоторое правило относительно приписных храмов: «Если в каком- либо селении, по малолюдству прихода или по другим причинам, не представлялось нужды в самостоятельной церкви, но прихожане назначают достойные средства к содержанию причта этой церкви, в таких случаях подобные церкви не будут приписываемые к другим; под этим же условием в последствии могут быть восстановлены в самостоятельные церкви и такие из них, которые, при общем расписании, предназначены были к приписке» . Как видно из документа статус храма зависел от желания прихожан содержать его. Кроме того власти при этом декларировали, что «приписка церкви, если она со временем совершится, никак не поведет за собой закрытие таких церквей в смысле упразднения, и здания и утварь их останется по-прежнему – не будет только при них особого причта». Но как видно было из практики, как правило, приписные церкви не особо удостаивались внимания настоятелей, они постепенно разрушались и закрывались окончательно, уже под снос. Безусловно, были случаи, когда настоятели следили за приписными церквями, и по возможности ремонтировали их, но это было довольно редко, порой не хватало средств на поддержания главного храма в более-менее нормальном состоянии, не говоря о приписном. Примеры добросовестного отношения к приписным церквям немногочисленны, но они есть. Ярким примером служит история Никольской церкви села Еганова Коломенского уезда. Этот храм еще в начале XIX века был приписан к соседнему Покровскому храму села Авдулово. В 1834 году в ревизских сказках о церкви было написано: « По ветхости оной Никольской церкви и малоприходством по снятию антиминса священнослужения не производятся» . В селе тогда находилось всего 11 дворов, где проживало 49 лиц мужского пола и 60 – женского. Вероятно, церковь бы со временем развалилась, но тщанием ее настоятеля священника Александра Соловьева, был произведен серьезный ремонт. Деятельный священник, отремонтировав главный храм – Покрова села Авдулова не забыл и о приписном. « Храм дошел до крайне неприглядного вида, писал в 1894 году благочинный священник Иоанн Постников, камни местами выпали, решетки едва держались, кресты были ветхи, крыша давала течь. Два иконостаса были близки к разрушению, и все это священник Соловьев исправил. В 1893 году построил новую ограду» . В 1892 году к церкви была пристроена деревянная колокольня. Другим примером служит история Преображенского храма села Заворино. По приданию храм этот был построен на месте расставания преподобного Сергия Радонежского с князем Димитрием Донским. Там был основан Спасо-Преображенский Заворинский монастырь. В 1762 году при архимандрите Вонифации был возобновлен и отремонтирован. Во время правления Екатерины II монастырь был закрыт, храм был обращен в приходскую церковь. В 1802 году был приписан к Крестовоздвиженской церкви соседнего села Марьинка Бронницкого уезда, но вплоть до 1837 года он «по ветхости был запечатан». В 1837 был несколько отремонтирован, в нем стали служить несколько раз в году: на Преображение и вечерни накануне Родительских суббот (рядом с храмом находилось кладбище). К 1890 церковь сильно обветшала, накренилась набок и грозила падением, поэтому службы в ней прекратились. По всей видимости, церковь была бы разобрана, если бы не усилия настоятеля церкви села Марьинка священника Николая Боголепова. В 1894 году усилиями батюшки храм был поправлен, покрыт железом, стены были обшиты тесом и выкрашены краской. К сожалению, этот памятник не сохранился до нашего времени. В советский период он был закрыт и разобран.
Далее попытаемся дать системы приписки храмов, расположенных на территории современного Ступинского района. Ступинский район, как административное образование возник в конце 1950-х годов, в XIX столетии на его территории располагались земли Коломенского, Серпуховского и Бронницкого уездов. В начале XIX века там действовало 78 церквей, в начале XX века действующих самостоятельных приходов осталось 58. В конце 1990-х годов храмов осталось 44. Таким образом, за время XIX века 20 церквей было переведено в разряд приписных храмов, из которых к 1917 году сохранилось только 5. Остальные были разобраны, а на их месте в лучшем случае были сооружены часовни. За период Советской власти было уничтожено более 14 церквей.

1. Одной из причин закрытия церквей было перенесения села в другое более благоприятное место. Примером может послужить закрытие древней деревянной церкви святой Екатерины в селе Коньево Коломенского уезда. Село прекратило свое существование, после этого была закрыта и церковь. В память этого храма в Успенской церкви села Малино был устроен придел в честь мученицы Екатерины. В 1830 году Екатерининская церковь была приписана к Малинской церкви, причт храма; священник Прохор Петров – умер в 1831 году, дьячок Петр Антонов – умер в 1830 году, пономарь Антоний Иванов умер 1824 году. Вместе с причтом умерла и древняя церковь. К середине XIX века она пришла в упадок, и была разобрана.
2. Для укрупнения приходов старые церкви на небольших приходах были переведены в разряд приписных. Так, Ильинская церковь села Малое Алексеевское была приписана к Успенской церкви села Большое Алексеевское, Покровская церковь села Реброво к Успенской села Алешково, Преображенская села Заворино к Крестовоздвиженской села Марьинка, Воскресенская церковь села Дубочки и Никольская церковь села Авдотьино были приписаны к Князе-Владимирской церкви села Семеновское, Богородицерождественская погоста Кременье и Казанская села Батайки приписаны к Андреевской церкви села Суково, Архистратига Михаила села Лобково, Иоанна Богослова села Коледино, Воскресенская церковь села Жары были приписаны к Покровской церкви села Чиркино, Христорождественская села Кунавино приписана к Покровской села Марьинское, Воскресенская села Татариново к Сергиевской села Рудины, Николаевская церковь села Николо-Тители к Воскресенской села Васильевское. На начало ХХ века из них сохранились церкви в селах Малое Алексеевское, Кременье, Батайки, Заворино и Татариново. Остальные были разобраны, на месте некоторых были возведены часовни или поклонные часовенные столбы.
3. Вместо нескольких церквей в одном приходе строилась одна вместительная каменная. Ветхи деревянные были разобраны. Например, в селе Хатунь в конце XVIII века существовало три церкви: Воскресенская, Рождества Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. Все церкви были деревянные, и требовали постоянного ремонта и внимания. В 1784 году владелец села граф Алексей Григорьевич Орлов- Чесменский обратился к митрополиту Московскому Платону с просьбой о благословении на строительство нового храма. Граф предлагал вместо трех деревянных, построить одну вместительную каменную в честь Воскресения Христова с приделом Рождества Богородицы. Ветхие, деревянные церкви предлагалось в последствии разобрать. Сохранилась (до середины ХХ века) церковь Рождества Богородицы, находившаяся на погосте. Остальные были разобраны.
4. На некоторых приходах существовали по две церкви вплоть до Советского периода. Например: Бортниково (каменная и деревянная, оба Преображенские), Верховляны (также каменная и деревянная – Рождества Богородицы), Семеновское (Князе-Владимирская и Успенская), Хатунь (Воскресенская и Рождества Богородицы), Голочелово (Троицкая и Никольская). Естественно, одна из церквей была приходская другая приписная.

Как было сказано выше, главной причиной лишения храмов приходского статуса было, прежде всего, нежелание властей содержать эти приходы. Храмы, построенные в XVII-XVIII веках, постепенно ветшали и требовали ремонта, а отремонтировать их порой не было возможности ни у причта, ни местных крестьян. В таком состоянии они полностью зависели от местных помещиков и от их щедрости и любви к Церкви. Но, подчас землевладельцы не обращали внимания на то, как церкви постепенно приходят в упадок. Примером такого отношения служит приход Покровской церкви села Чиркино. В XIX веке к этой церкви было приписано три храма: Архистратига Михаила села Лобково в 1803 году, Апостола Иоанна Богослова села Коледино в 1831 году и Воскресенская церковь сельца Жары, последняя в 1834 году сгорела. Первые же две разрушились сами собой.
Ведомости о церкви за 1849 год среди приписных указывают только храм в селе Коледино, вероятно церковь села Лобкова к тому времени уже была разобрана. В описании храм представлен в следующем виде: «Зданием каменная, ветхая, а именно, в алтаре и трапезе все железные связи разорвались и имеются большие седины, крыша ветхая, во время дождя течет. Упразднена в 1831 году. Антиминс представлен в Чудовскую ризницу. После приписки утварь и колокола перенесены в Чиркинскую церковь» . Из этого описании видно, что церковь, не смотря на то, что была каменной, представляла собой ветхое состояние, средств на ремонт не было, и храм постепенно разрушился. В конце XIX века он уже не упоминался. Здесь следует заметить, что, не смотря на то, что церковь разрушалась, церковная земля принадлежала причту, который, как правило, сдавал ее в аренду местным крестьянам или помещикам.
Безусловно, закрытие и разрушение церквей отрицательно сказывалась на отношении крестьян к духовенству. Священников, часто небезосновательно обвиняли в корыстолюбии, желании увеличить свои доходы за счет увеличения прихода. Примером служит попытка приписать бедную Сергиевскую церковь села Проскурниково Серпуховского уезда в 1818 году. Священник соседней Казанской церкви села Богородское- Кишкино Кондратий Алексеев обратился к Преосвященнейшему Серафиму, митрополиту Московскому и Коломенскому со следующим прошением: «При означенной Казанской церкви приходу находится только 65 дворов, земля, хоть и узаконенное количество, но оныя, по местоположению и грунту к плодородию не угодна, а посему имею весьма недостаточное содержание. Но как раз расстоянием в двух верстах с половиною от Казанской церкви нашей в селе Проскурниково … по ветхости своей к священнослужению не способна, ибо кровля и стены поросли мохом и во многих местах повредились от гнилости, от чего во время дождя бывают течи. Пол зыблется при хождении и Св. Престол колеблется, окна перекосились, колокольня до половины снесена ветром, утварь бедная, священника с сентября 1818 г. при оной не имеется, а в приходе села Проскурниково вместе с деревнями Леньково и Привалово находятся 55 дворов; в нашем же Богородском вышеозначенная Казанская церковь каменная, хорошей архитектуры и внутри отличного благолепия….Посему Всепокорнейшее прошу означенную села Проскурниково, с деревнями Леньково и Привалово повелеть приписать в приход оной Казанской церкви и о сем учинить милостивейшее архипастырское решение». Со священником согласился местный благочинный. Он также написал письмо, которое слово в слово повторяло письмо священника Кондратия. Вскоре о желании Кишкинского священника приписать Проскурниковскую церковь стало известно крестьянам Сергиевского прихода, которые в свою очередь не желали расставаться со своим храмом. Они также обратились с прошением к митрополиту Серафиму, в котором, в частности было сказано: « Означенной Сергиевской церкви состоит деревянного здания в твердости …(но), на которую желательно нам вместо деревянной покрыть вновь железом крышу для лучшей прочности. Паперть при оной поправить, а на колокольне вместо сорвавшегося во время бури купола сделать новый своим иждивением не касаясь свечной церковной суммы». Кроме того, крестьяне подписались «помогать священнику с причтом сверх указной пропорции церковной земли по сто рублей каждый год». Благочинный передал просьбу крестьян в Московскую Духовную консисторию. Рассмотрев дело, и ссылаясь на то, что крестьяне желают отремонтировать храм, а также готовы выплачивать ругу причту в количестве ста рублей в консистории священнику Кишкинской церкви отказали. Таким образом, в приходе Сергиевской церкви водворился мир и спокойствие. Крестьяне отремонтировали храм, и приход зажил нормальной жизнью. Второй раз попытку приписать Сергиевский приход предприняла помещица села Марьинское Екатерина Ильина в 1864 году. Но ей также было отказано. Но подобные случаи были довольно редкими, в основном все вопросы о приписке решались келейно, и прихожан никто не спрашивал. Все это служило благодатной почвой для усиления старообрядческого раскола. Народ видел как храмы, в которых молились их деды и прадеды переводились в разряд приписных и постепенно разрушались от недостаточного внимания. Большим неудобством для народа было добираться в приходской храм для совершения крестин, венчаний или отпеваний. Храм часто находился в нескольких верстах от родной деревни, а новорожденные и покойники не выбирают благоприятной погоды. Все это явилось одной из причины упадка православной веры на селе.

+1

20

Спасибо за информацию! Очень познавательно.

0

21

T.Larina написал(а):

несколько мнений по этому поводу.

Кстати под ником Моренос был я :blush:

0

22

Медведев написал(а):

Кстати под ником Моренос был я :blush:

Поистине тесен наш мир o.O. Особенно мир Интернета!  :D
И как Вы считаете? Мои предположения имеют право на существование?  :)

0

23

Благодаря книге Иванчина-Писарева "Прогулка по древнему Коломенскому уезду", внесла дополнения в статью про Троице Лобаново - Троице-Лобаново(см. историю про колокол).

0

24

T.Larina написал(а):

И как Вы считаете? Мои предположения имеют право на существование?

Как видите меня эта тема давно заинтересовала....но однозначно я еще не уверен, правы Вы или нет, попробую еще раз перечитать Ваши доводы

0

25

Медведев написал(а):

но однозначно я еще не уверен, правы Вы или нет, попробую еще раз перечитать Ваши доводы

Давайте.
Интересно было бы подискуссировать на эту тему.
Кстати, добавляю ещё один довод: на ПГМ совсем рядом со Стрелецким полем есть церковная земля. Боюсь, что ошибаюсь, но мне кажется, что это земля Успенского храма п. Малино, построенного в XVII в. Территориально, на мой взгляд, сходится.
И "примерьте" тогда местоположение храма и деревни Стрелецкое поле с нынешней картой Малино. Так, по-моему, и получается.

0

26

Медведев С превеликим удовольствием прочитал пост №19. До этого никогда и нигде об этом не слыхивал. Спасибо за инфу.

0

27

Обсуждение по Балакиревке, Голочёлово, Гольнево (Роднево тож)  и Маковцу перенесла в отдельную тему - так удобнее, тем более, тема ОЧЕНЬ интересная и требует отдельного внимания:
Троице-Голочёлово и окрестности
Это уже, пожалуй, не заметки, а целая дискуссия!

0

28

T.Larina написал(а):

ЖЗЛ
Небольшая подборка ссылок по персоналиям некоторых уроженцев Ступинского района:
Летчик-испытатель М.Д. Гуров
Ветеран ВОВ М.А. Кусакин
Герой Советского Союза С.С. Пичугин
Герой Советского Союза К.Ф. Соболев
Герой Советского Союза В.И. Талалаев

Крайнов Иван Дмитриевич (30.07.1911-18.10.1974) - шофёр 74-го артиллерийского полка 84-й стрелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта, красноармеец (медаль №388, дата указа 11.04.1940)

     Родился 30 июля 1911 года в деревне Аксиньино, ныне Ступинского района Московской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1940. В 1927 году окончил среднюю школу, в 1930 году - Московскую автошколу. Работал шофёром.

     В Красной Армии с 1939 года. Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов.

     Шофёр 74-го артиллерийского полка (84-я стрелковая дивизия, 7-я армия, Северо-Западный фронт) красноармеец Иван Крайнов в боях на Карельском перешейке зимой 1939-40 годов самоотверженно, мужественно и умело выполнял свой воинский долг.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» красноармейцу Крайнову Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 388).

     С ноября 1940 года по июль 1943 года И.Д. Крайнов работал старшим инспектором автомобильного надзора Управления милиции Московской области, в Центральной школе милиции Управления ГАИ в городе Москве (с 1965 года - город-герой), в 1944-47 годах - сотрудник МВД РСФСР, в 1947-67 годах - в управлении охраны общественного порядка при Мособлисполкоме. С 1967 года майор милиции Крайнов И.Д. - в запасе. Жил в городе Красноармейске Московской области. Скончался 18 октября 1974 года.

     Награждён орденом Ленина, медалями.

увеличить

Отредактировано cozmi (2009-12-19 20:57:49)

+1

29

cozmi, спасибо большое за заметку о Крайнове Иване Дмитриевиче!
Всё-таки были и есть замечательные и великие люди, способные защитить Родину!

0

30

T.Larina написал(а):

cozmi, спасибо большое за заметку о Крайнове Иване Дмитриевиче!

Действительно, большое спасибо. В ближайшее время проверю, есть ли такая же информация в селе, в Мещеринской с.ш., где есть музей.

0


Вы здесь » Форум Ступинского района » Краеведческий кружок » Исторические заметки. Ступинское и Коломенское краеведение


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC